День с «Курьером»

Зеленая метка

В Беларуси собираются ввести экомаркировку не только для продуктов, одежды и бытовой техники, но и для услуг. Зачем нам эта зеленая метка?

Чтобы привлечь внимание покупателя к своему товару, продавцы идут на всевозможные ухищрения. К примеру, помечают упаковку надписями «натур», «био», «органик», рассчитывая, что просвещенный потребитель предпочтет именно их продукт. Но кто гарантирует, что товар действительно экологически чист, если нет ни определенных критериев оценки, ни независимой третьей стороны, проводящей исследования?

На самом деле в нашей стране зарегистрирована только одна маркировка, подтверждающая экологичность продукта, — знак «Натуральный продукт». Им помечают продовольственные товары, созданные из натурального сырья животного, растительного и минерального происхождения. Такая надпись означает, что при их производстве не применяют методы генной инженерии, пестициды, гормоны и искусственные пищевые добавки. Чаще всего такой знак можно увидеть на упаковках с молочной продукцией, реже — на хлебобулочной и мясной. Претендовать на получение эмблемы могут все продовольственные товары отечественного производства, кроме алкогольных напитков и пива в том числе.

Экологическая маркировка наносится на изделие, упаковку, ярлык (бирку), этикетку или значится в сопроводительной документации к продукту.

Экомаркировка для одежды, бытовой техники и других товаров еще разрабатывается. Тематический координатор проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» Марина Боровко рассказала:

— К концу нынешнего года планируем согласовать проекты технических и нормативно-правовых актов, а в следующем — приступить к пилотной оценке продукции отечественных предприятий. Процедура длительная. Например, в Германии эмблемой «Голубой ангел» пользуются уже более 30 лет, а все начиналось с одного вида продукции и одного экологического критерия для нее. Беларусь, опираясь на международный опыт, рассчитывает справиться гораздо быстрее.

Перечень отечественных производителей, получивших право нанесения знака «Натуральный продукт» можно найти по адресу http://www.bio.gosstandart.gov.by/proizvoditeli.php.

— Во что обойдется производителю нанесение экомаркировки на свою продукцию? Конкретная сумма пока неизвестна. Но, думаю, будем отталкиваться от европейского опыта, где сумма оплаты зависит от дохода предприятия.

Полезный символ

Введение экомаркировки даст потребителю возможность выбирать товар, будучи уверенным в его свойствах. Вместе с тем новшество отразится на цене. Готовы ли мы платить больше за экологически чистые продукты и вещи? Судя по результатам соцопроса, проведенного в прошлом году отечественными экоорганизациями, Белорусским обществом защиты потребителей, за безопасность товаров готовы переплатить 70 процентов потребителей, но не более чем 10 процентов от обычной цены. Некоторые респонденты высказывались скептически: «в Беларуси нет чистых продуктов» или «все товары должны соответствовать нормам, поэтому переплачивать не за что». Исследование касалось пищевой продукции. Лояльность белорусов к экологичным непищевым товарам еще предстоит проверить.

Выгода производителей очевидна. Право наносить экосимвол улучшит имидж предприятия, позволит увеличить объемы продаж и даже безболезненно повысить стоимость продукции. Эмблема дает преимущества и при экспорте товара, и в конкурентной борьбе с другими производителями.

Первой страной, разработавшей свою экоэмблему, стала Германия. В 1978 году

на товарах немецкого производства появился знак «Голубой ангел». Он означает: на протяжении всего своего жизненного цикла продукт наименее опасен для здоровья людей и окружающей среды.

Наш уровень

Заместитель директора государственного предприятия «Экологияинвест» Наталья Федорова:

— Отечественная продукция уже проходит серьезную проверку перед ее поступлением на прилавки магазинов. Специфических критериев для определения более экологичной продукции не так много. Поэтому с техническим оснащением лабораторий проб­лем не возникнет. Сейчас наша задача — ввести национальные критерии, уместные для наших реалий. Ведь требования ЕС для экотоваров очень жесткие и далеко не все наши производители могут их выполнить.

Жить не вредно

В странах ЕС наносят экомаркировку не только на товары. Ее можно увидеть и на объектах сервиса, услуг. К примеру, по всему миру набирает популярность строительство экогостиниц. Акцент здесь делается на грамотном управлении ресурсами и обращении с отходами. Получить заветную эмблему может отель, где экономят электричество, тепло и воду, убирают помещения с помощью наименее вредных чистящих средств. В таких гостиницах минимум техники, а в отделке использованы только натуральные материалы. Таким объектом сервиса может стать и ресторан, используя на кухне только органические продукты.

Внимание потребителя привлекают нынче и экотуры — природно-ориентированная услуга некоторых турфирм. Они предлагают посещение заповедников и заказников, походы по экологическим тропам. Продумывают и способы передвижения: например только пешком или на велосипедах.