Как это было

Христосъ Воскресе!

В дореволюционном Минске Пасха была главным праздником в году, а торжества растягивались на 40 дней

От Масленицы

Сто лет назад главный праздник христиан выпал на 25 марта (по старому стилю). Готовиться к нему начинали заранее, еще в масленичную неделю. В эти дни город гудел. Залы ресторанов были переполнены публикой. Гулянья устраивали почти во всех популярных местах города: на Соборной площади (ныне площадь Свободы), в Губернаторском саду (ныне парк Горького), на рыночных площадях. Главным блюдом всю последнюю неделю февраля были блины со всевозможными начинками.

После Масленицы наступало время Великого поста. Большинство минчан христианского вероисповедания строго соблюдали все его правила. Городские рынки в это время были готовы поддержать стремления подготовиться к празднику Воскресения Христова. С большинства прилавков на несколько недель исчезали благоухающая ветчина, ароматные колбасы, копчености. Их место занимали постные товары. Торговцы были не в накладе — в пасхальную неделю выручка с лихвой покрывала все недоимки.

На Пасху был принят обычай дарить крашеные яйца в знак любви и уважения. Дети часто ходили по домам, рассказывая пасхальные стихи и прося у хозяев угощения. Были и своеобразные игры крашеными неосвященными яйцами. Одна из них — катание по доске. По очереди дети клали яйцо на наклонную доску. Чье дальше всех откатывалось, тот и забирал яйца всех игроков. Даже сегодня распространен обычай биться крашеными яйцами. Чье окажется крепче, тому в этом году будет сопутствовать удача.

Купите вербочку!

С самого утра в Вербное воскресенье Соборная площадь превращалась в шумный балаган. Повсюду виднелись торговцы, расхваливавшие свои вербы. Продавали как простые прутики с только проклюнувшимися серыми комочками, перетянутые красной нитью, так и настоящие букеты, где вербы были украшены сушеными травами, колосками, мишурой и разноцветными перьями. Дети, которые шли с родителями на торжественную службу, рассматривали эту красоту, стараясь разглядеть заморские павлиньи перья.

После богослужения минчане вновь попадали в торговый водоворот. В этот день их чада мог­ли насладиться любимыми сладостями, на время поста надежно спрятанными под замок. Повсюду продавали сахарных петушков, ароматную выпечку, газированную воду, соки. Особой популярностью пользовались лотки с мороженым. Перед юными горожанами открывался и огромный выбор игрушек: тряпичные черти, бьющие в медные тарелки, трещотки и бубенцы, журавлики, петрушки. Среди учащейся молодежи были популярны «тещин язык» — свернутая в спираль бумажная трубка с ярким меховым концом, которая распрямлялась при надувании, а также «иерихонские трубы» — бумажные конусы-рожки с пищалкой.

Широко были распространены специальные вербные базары, устраиваемые различными благо­творительными обществами. Тут продавали как сами вербы, так и различные подарки и сувениры. Например, в 1910 году второе минское благотворительное общество в качестве главного приза праздничной лотереи выставило подарок самой государыни императрицы, полученный обществом для сбора средств для детского приюта.

Субботник в четверг

Основная подготовка к встрече Пасхи начиналась на Страстной неделе. В четверг, называемый Чистым, вставали до первых петухов. По традиции до восхода солнца необходимо было умыться, чтобы очиститься от грехов. Считалось, что вода в этот день обладает целебной силой. А девушки вдобавок верили, что она смывает веснушки.

Затем начиналось приготовление дома к празднику. Хозяйки мыли полы, стены, потолки, стол и лавки. Протирали иконы и лампады, если нужно — обновляли их.

В Великую пятницу ни в церквях литургии, ни в костелах мессы не служили. Горожане в этот день соблюдали самый строгий пост. Многие приходили в храмы молиться. До 15 часов дня — времени смерти Иисуса Христа, старались не выполнять никакой домашней работы. Многие в пятницу приступали к готовке блюд на воскресный стол, делали творожные сыры и пасхи, а также красили яйца. Последним всегда с удовольствием занимались дети. Чтобы покрасить яйца в красный цвет, их варили в луковой шелухе, желтый — в отваре из березовых листьев, зеленый — в настое трав. Ребятишки расписывали вареные яйца красками, которые делали сами или покупали в лавках. Так на скорлупе появлялись храмы, кресты, ангелы, всевозможные цветные узоры. Чтобы яйца блестели и переливались на солнце, их натирали тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле.

Готовить продолжали и в субботу. Повсюду в печах пекли куличи и бабы, ароматные пироги и сочные мясные деликатесы — все, что было под запретом во время Великого поста.

Существует народное поверье: когда Спаситель умер на кресте, по всей земле прокатилось землетрясение. Все деревья склонили ветви, а верба от скорби и вовсе завяла. На третий день воскресший Иисус увидел это, подошел к вербе и сказал: «Будь ты предвестницей Моего Воскресения и зацветай раньше всех на земле, еще листвой не одевшись!»

Разговеемся

Идти в храм освящать пасхальные блюда принято было в праздничных одеждах. После этого ритуала хозяйки спешили домой заканчивать последние приготовления — украшали стол и дом. В центре ставили пасху и освященные яства. Вокруг них — остальные деликатесы. Вечером зажигали свечи и лампадки. После молитвы, совершавшейся за полночь, на которую по обыкновению собиралась вся семья, каж­дому доставалось немного киселя, булок или пирогов. После этого младшие отправлялись обратно в постель, а старшие дети надевали лучшие наряды и вместе с родителями шли на службу. В пасхальную ночь на улицах города было так же многолюдно, как и днем. Под радостный перезвон колоколов совершался крестный ход и торжественное богослужение. После этого со всех концов города раздавалось: «Христос Воскрес!»

По завершении службы минчане несли благую весть тем, кто остался дома. За праздничным столом поздравляли друг друга, христовались, угощались освященными яствами и мясными деликатесами. Обязательно обменивались пасхальными яйцами и дарили подарки. На улицах царила радостная атмосфера. Минск гулял несколько дней на многолюдных светских праздничных мероприятиях: концертах, балах, приемах, обедах. Отмечали Пасху с размахом. Приготовленных блюд во многих семьях хватало на несколько дней, а сухарями, изготовленными из пасхальных баб и пирогов, дети продолжали лакомиться даже в мае. Самые стойкие праздновали Христово Воскресение на протяжении 40 дней, до Вознесения.