Торговый ряд

Достают из широких штанин…колбасу, майонез, маргарин

Товары в магазинах похищают не только воры-профессионалы

До сих пор начальник смены охраны одного из крупных гипермаркетов столицы Степан Жарко вспоминает дамочку в шикарной шубе. К подкладке элитного тулупа она пришила несколько крючков, чтобы цеплять на них вакуумные упаковки мясных и рыбных деликатесов. Дама попалась. Выяснилось, что она неработающая супруга состоятельного бизнесмена. В деньгах нужды нет, а вот адреналина ей мало…

Профи

Работники служб охраны предприятий торговли выделяют несколько категорий похитителей товаров. Первая — это те, для кого воровство — привычное дело и нередко основной источник дохода. Многие из них имеют судимость. К этой категории относятся и наркоманы. Берут они с полок, как правило, товар мелкий, но дорогой — тот, который можно легко вынести и потом продать.

— Часто профи приходят с «рабочим инструментом», самый распространенный — кусачки для снятия охранных клипс, — говорит Степан Жарко. — Иногда мы наблюдаем тренировки воров. Например, однажды были замечены два молодых парня, которые учились прятать под футболку бутылку с вином. Поупражнявшись, вернули товар на место и ушли.

Отдельная категория воришек — те, что работают в команде: одни устраивают в магазине какой-нибудь беспорядок, чтобы отвлечь внимание, а другие пытаются украсть товар или деньги из кассы.

Не виноватая я…

Жертвы соблазна — так называют тех, кого свободный доступ к товару сбивает с пути истинного. Крадут они редко, неумело и, как правило, спонтанно, привлеченные доступностью красивых вещей или вкусных продуктов. Наи­более часто соблазняются дети, причем не только из неблагополучных семей. Как отмечают работники универсамов, мелких краж становится больше, когда начинаются школьные каникулы.

В универсамах жертвы соблазна не только крадут, но и едят булочки и пирожки, пьют соки… Пьяницы опохмеляются, не доходя до кассы. В конце дня продавцы нередко обнаруживают в зале пустые бутылки и обертки из-под шоколадок.

Сколько веревочке ни виться…

Аппетит магазинного воришки постепенно растет, и рано или поздно он попадается

Уголовная ответственность наступает, если человек совершил в магазине хищение на сумму более 10 базовых величин — возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 205 Уголовного кодекса, которая предусматривает до трех лет лишения свободы.

Кража на более мелкую сумму карается штрафом. Это не уголовная, а административная ответственность. Штрафы за мелкое хищение составляют от 30 до 50 базовых величин.

Азартные натуры

— Есть воришки, которые крадут исключительно из интереса, — продолжает Степан Жарко. — Обычно это люди достаточно обеспеченные. Единственный мотив, побуждающий их к преступлению, — азарт. Когда такой человек видит, что есть возможность стащить какую-нибудь мелочь, а риск быть уличенным невелик, он наверняка не удержится…

Особый случай — карманники, которых магазин интересует как место скопления людей, имеющих при себе кошельки. Деятельность этих представителей криминального мира наносит немалый ущерб репутации предприятий торговли.

Читайте также:  Праздничный бум

Пылесос под шубой

В одном из гипермаркетов был случай, который уже стал анекдотом… В магазин пришла полная дама в дорогой шубе. Она рассматривала бытовую технику, примеряла одежду, купила кое-что из косметики. Когда собралась выйти из магазина, сработала охранная рамка. Женщине предложили распахнуть шубу, и под ней обнаружился… пылесос.

Технику изъяли, и через некоторое время дама снова проходила через рамку. И опять сработала сигнализация! При досмотре оказалось, что в кармане шубы лежала баночка крема. Именно эта баночка с защитной этикеткой, а не пылесос, стала причиной провала хитроумной операции.

Прятки с законом

— Вор, который пришел в магазин, всегда отличается своим поведением,— говорит собеседник. — Он, как правило, нервничает, может оглядываться, будто кого-то ищет в торговом зале. Основная масса посетителей последовательно обходит магазин, а вор мечется между стеллажами. Подойдя к полке, он долго рассматривает товар, вертит его в руках, растерянно оглядывается — как будто ищет, к кому можно обратиться за советом. Берет, возвращает на место и снова берет с полки одну и ту же вещь. Такое поведение должно насторожить оператора видеонаблюдения или агента в торговом зале. Кстати, «специалист по кражам» редко прячет товар там, где взял его. Чаще всего он производит махинацию в движении, в толпе или наи­более укромных местах торгового зала.

Практика показывает: чем выше процент доведенных до суда дел о кражах, тем менее интересным для воришек становится данный магазин. А если охрана отпускает задержанных после возвращения похищенного, рейтинг предприятия торговли среди воров возрастает.

— Работа у нас сложная, но, можно сказать, творческая, — считает начальник смены охраны. — Воришки постоянно совершенствуют свои навыки, но мы им противопоставляем профессиональную подготовку, к тому же нам все больше помогает современная техника.

Сколько съели, господа?

«Мы заказали в загородном кафе шашлык, — обратилась в редакцию Елена Михайловна. — Я — 150 граммов, муж — 200 граммов. Нам принесли, мы съели. А когда подали счет, в нем было указано: моя порция — 200 граммов, мужа — 250 граммов. Мы заплатили, но было неприятно. А как мы могли проверить, ведь шашлык был уже съеден. Или можно было настаивать, что мы столько не заказывали?»

«В данном случае трудно что-либо доказать, вам следовало при первых подозрениях на обвес сразу перевесить свой шашлык на весах», — прокомментировали в Белорусском обществе защиты потребителей. В практике юристов был случай, когда женщина, пока ходила по торговому залу, съела полпалки колбасы. Этот факт заметил охранник и возле кассы потребовал у дамы оплатить съеденный продукт. Женщина отказалась. Доказать количество съеденного деликатеса так и не удалось.