Геополитика

Вектор развития

Сегодня в Гродно открывается VIII Международный белорусско-литовский и III Международный белорусско-финляндский форум

Основная цель этих представительных международных встреч — углубление и дальнейшее развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Республики Беларусь с Литвой и Финляндией, демонстрация экономического потенциала нашей страны.

Накануне наш корреспондент встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Литве и Финляндии Владимиром Дражиным.

— Уважаемый господин посол, Литва традиционно является важнейшим торговым партнером Республики Беларусь. Об отношениях с Финляндией мы знаем гораздо меньше…

— Еще семь лет назад мы выбрали правильное направление развития двусторонних отношений между Беларусью и Литвой. Было учтено мнение Главы белорусского государства о том, что заниматься нужно в первую очередь экономикой. И если фактор экономических отношений сработает, то со временем к нему подтянутся и политическая составляющая, гуманитарное сотрудничество. Этой линии белорусская сторона придерживается и сегодня, как бы ни стремились определенные силы поменять наш вектор приложения сил. Прогресс достигнут колоссальный: по итогам прошлого года впервые удалось выйти на рекорд­ый двусторонний товарооборот в объеме 1 миллиард 160 миллионов долларов США. Более чем в 2,3 раза в сравнении с 2010 годом увеличились литовские инвестиции в белорусскую экономику — 114,4 миллиона долларов, оборот услуг составил 550 миллионов долларов. Сегодня в Беларуси работают 482 компании с участием литовского капитала, 243 из которых — совместные. И белорусские предприниматели активно осваивают рынок Литвы. В качестве примера можно привести успешную работу компаний «Элема», «Милавица», «Марко», «Белвест», «Неман» и других.

Отмечу, что в последние годы наша страна активно наращивает масштабы сотрудничества и с Финляндской Республикой. За 2011 год достигнут уровень товарооборота в размере 205 миллионов долларов. Экспорт Беларуси вырос на 21,7 процента, инвестиции превысили 40,5 миллиона долларов. Активно развивается сотрудничество в сферах малой энергетики и по природоохранным проектам. Кстати, начало отношениям было положено в Минске на первом белорусско-финляндском форуме, который был проведен в 2008 году.

В Гродно на форум прибудут примерно 150 компаний из Литвы, около 50 — из Финляндии, и 200 участников представят Беларусь. Предусмотрены консультации и дискуссии в четырех секциях: по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и экологическому сотрудничеству. Наверняка вам будет интересно узнать, что среди организаторов форума значатся такие солидные структуры, как Конфедерация промышленников Литвы, Совет делового сотрудничества «Беларусь — Литва», Финско-белорусская торговая ассоциация, Finpro, фонд имени Джона Нурминена.

— Отдельное направление белорусско-литовского сотрудничества — транспорт и логистика. Говорят, в ближайшее время белорусские грузы могут прийти в литовскую Клайпеду в объеме 20 миллионов тонн. Это так?

— Беларусь действительно готова занять 50 процентов мощностей Клайпедского торгового порта. Сегодня Беларусь поставляет через Клайпеду 13,5 миллиона тонн грузов — это 33 процента возможностей порта. Если не вмешаются политики, Клайпеда может стать главным морским портом для Беларуси.

Сегодня Беларусь находится в условиях Единого экономического пространства с Россией и Казахстаном. Учитывая мощь этих стран, мы должны думать о единых межгосударственных центрах приложения сил. Беларусь и Казахстан будут строить в Беларуси крупнейший в Европе терминал зерна. Казахстан активно работает на рынке зерна, и ему необходим выход на рынки Европы. Этим странам надо иметь накопительную базу, Беларусь такую возможность предоставляет.

Хотелось бы, чтобы и Литва делала шаги в этом направлении. Пока транспортная составляющая такова: Клайпеда — Каунас — Вильнюс — Минск — Смоленск — Москва и далее. Но это путь. А единой системы, которая трудилась бы над логистикой доставки продукта, пока нет.

Помимо двусторонних проектов в Беларуси осуществляются и многосторонние экономические проекты. В одном из них активно участвует литовская компания SENUKAI. Вместе с финнами и белорусами она строит гипермаркет в Минске. В планах еще два гипермаркета в столице.

По итогам форума планируется подписать меморандум. Нам необходимо договориться о следующем этапе совместного движения, о проведении первого белорусско-литовского форума регионального сотрудничества.