Столичный провинциал

В пределах погрешности

Всего лет 30 назад легче было поверить в фантастические романы Герберта Уэллса о пришествии злых марсиан, чем в то, что по улицам Минска будут разъезжать сотни тысяч роскошных иномарок

Нескончаемые потоки машин всех моделей и расцветок: «Вольво», «Мерседесы», «Рено», «Альфа Ромео»… Предел мечтаний прошлых лет, «Волга», нынче опять вызывает повышенное внимание горожан: «Глядите, какой раритет! Теперь таких не делают». А то, что автомобиль можно будет просто пойти и купить, если есть деньги, даже фантасты не рискнули бы сочинить — очень уж нереально. Как так, авто и без всякой многолетней очереди, взяток и томительного ожидания?! Даже инопланетный разум и галактические технологии, казалось, не в состоянии обеспечить нужное количество легковушек. При этом «АвтоВАЗ» был одним из ведущих мировых производителей, его фирменная сервисная сеть на просторах СССР и соцлагеря претендовала на самую большую на планете Земля. Кроме «Волги» выпускали «Москвич», «Запорожец», «УАЗ» и даже непревзойденный образец убогого дизайна «ЛуАЗ», напоминавший обувную коробку с брезентовой крышкой. В Латвии и Армении дымили заводы по производству микроавтобусов. И тем не менее слово «дефицит» было одним из синонимов словосочетания «личный автомобиль».

 Сегодня Беларусь всерьез приблизилась к вопросу производства своего массового легкового автомобиля. В поисках ответа на главный вопрос, а как продавать будем, опять возвратимся на минутку в былые времена и вспомним, что проблема была совершенно иная: как купить? Так что опыт прежних лет нам не пригодится. Да и наши недавние попытки обзавес­тись собственным легковым автопромом разбились не столько о технические проблемы, сколько о неудачный маркетинг.

А выбрать сегодня есть из чего. Только на одном из белорусских сайтов предлагают около пятидесяти тысяч технических средств передвижения! Убедить белорусов пересесть с подержанных европейских, японских и американских на китайские автомобили, произведенные где-нибудь под Борисовом, будет очень непросто.

Прогулка по минским рынкам — дело увлекательное и для сердца истинного автолюбителя исключительно приятное. Сияющие лаком авто выстроились стройными рядами. Вот скромненькие «Фиаты» и бюджетные детища корейского производства. А вот роскошные «Лексусы» и «Порше». Сама мысль об обладании таким автомобилем лет эдак сорок назад приравнивалась к измене Родине. Цены очень разные. Есть машины с пятнадцатилетней историей. Состояние этих раритетов близко к понятию «недвижимость», соответственно и стоимость в пределах нескольких тысяч у. е. И поторговаться можно всерьез. Часть из них вполне можно сторговать за тысячу условных. Ведь у их сегодняшних владельцев выбор невелик: либо уступить в цене потенциальному покупателю, либо гордо проследовать в сторону поселка Гатово на завод «Вторчермет», как говорится, в последний путь. А вот цены на трехлетки престижных моделей действительно напоминают номера телефонов, столько в них значится цифр.

Такое соотношение частенько называется математической погрешностью. В рядах, где продаются запчасти и аксессуары, пропорция обратная. Сплошь китайский товар, хоть и разложен в упаковки без опознавательных знаков и надписей. Неужели белорусские индустриальные гиганты не в состоянии произвести элементарный масляный или воздушный фильтр, тряпичные чехлы на автомобильное сиденье или тормозные колодки? И почему большинство наших индивидуальных предпринимателей должны закупать товар на оптовых рынках России, Польши и Украины? Кстати, валюта при этом покидает нашу страну безвозвратно, оплачивая труд иностранных рабочих.

Как известно, предложение определяется спросом. Поэтому необязательно быть крутым маркетологом, чтобы понять, совершив экскурсию по автомобильному пристоличью, что судьба железного коня местного производства в содружестве с братским китайским бизнесом будет очень непростая.

Но можно сделать и еще один вывод. Все эти тысячи автомобилей вместе стоят не один десяток миллионов долларов и обязательно рано или поздно будут раскуплены. И большинство из них останется в родной Беларуси. Уважаемые сограждане, а ведь неплохо живем, совсем неплохо.