Культура

Он женил Ржевского

Театралов ждет «двойной Баскин»: музыкальный театр готовит премьеры

Через два месяца Минск откроет для себя питерского композитора Владимира Баскина. В Белорусском государственном академическом музыкальном театре готовят к постановке его комедию «Подлинная история поручика Ржевского», премьера назначена на Всемирный день оперетты —

5 июля. А осенью еще одна премьера — мюзикла Баскина «Сирано де Бержерак». И тут, и там пять пудов любви. В обоих спектаклях главное действующее лицо — кавалер, который храбр в дуэлях и робок в любви.

Подзабытый советский драматург Александр Гладков «родил» Ржевского еще до войны, сделав его героем пьесы «Питомцы славы». Под названием «Давным-давно» она шла в осажденном Ленинграде в 1941 году. Кинорежиссер Эльдар Рязанов ровно полвека назад снял по этой пьесе «Гусарскую балладу». Ржевский обрел плоть актера Юрия Яковлева и всенародную славу.

Вымышленный Ржевский оказался живее всех живых: его вставляют в балеты, о нем пишут романы, его именем называют рестораны и поп-группы, пивные бренды и товары, включая портянки (в подарочной упаковке). В городе Павлограде на скамейке гордо сидит бронзовый Ржевский — работа нашего скульптора Владимира Жбанова.

В 2005-м питерцы сняли восьмисерийный фильм «Подлинная история поручика Ржевского». Сценаристы фильма получили предложение от композитора Владимира Баскина сочинить на этой основе комедию. Баскин положил ее на музыку. В Минске комедия впервые пойдет в полноценном варианте. Композитор приехал в театр на репетиции, где с ним и побеседовала наш корреспондент.

— Владимир, какой у вас Ржевский: «три тысячи чертей» и «век не бывать тому компоту»?

— Нет, он другой. Олег Солод, один из самых интересных российских комедиографов, вместе с режиссером и шоуменом Андреем Максимковым придумали сюжетный ход: с войны 1812 года в свое поместье возвращается высокоморальный Ржевский. Он и не подозревает, что в каждой избе уже есть книжка анекдотов про него. Настоящую череду интриг и розыгрышей устроят корнет Оболенский и гусарский полковник Панин — такого дрозда дадут, что мало не покажется.

— Скажите главное: Ржевский женится?

— Все женятся. В комедии десять персонажей, мы поженили шестерых — при том, что одна пара уже была жената. А затем по личному желанию главного режиссера вашего театра Сусанны Цирюк соединили и двух оставшихся героев.

Цирюк также подтолкнула меня к окончательной доводке мюзикла «Сирано де Бержерак». Я восхищаюсь Сусанной Юрьевной. Когда она отдыхает? И отдыхает ли вообще?! Причем ничего не боится — берется за новые темы, за авторов, которые не известны широкой публике. Такие женщины входят в горящие избы и укрощают львов.

Читайте также:  Здрасьте, я тетка Чарли!..

— Когда и отчего приходит вдохновение?

— Вхожу в драйв от талантливых кинофильмов, спектаклей. Мысль может родиться спонтанно. Потом ее нужно качественно обработать: за легкой импровизацией всегда скрывается железная конструкция.

— Хочется услышать из первых уст: куда дрейфует оперетта?

— Я сторонник мнения, что оперетта закончилась со смертью Кальмана. То, что делаем мы, — музыкальная комедия и мюзикл.

— И сколько времени занимает сочинение мюзикла?

— Бывает, две-три недели. Потом нужно выправить клавир и написать партитуру — это долгая и кропотливая работа.

— Кто кого выбрал, вы — мюзикл или он вас?

— Он меня. Композитор может заработать, то есть выжить, если только пишет музыку для кино и театра.

— Это означает писать по заказу.

— Сейчас я подбираюсь к опере, никакого заказа нет, буду писать и уповать на везение: если кому-то понравится, может, и поставят. Раньше я полагал, что хорошая музыка является гарантией будущей постановки, но для режиссеров не меньшее, а зачастую большее значение имеет то, как раскладывается пьеса на актеров. Например, «Сирано де Бержерака» можно ставить, если в труппе есть и Сирано, и Кристиан. Последний должен быть красавцем, а это всегда субъективный фактор. Но у вашего театра, я посмотрел, есть и Сирано, и Кристиан, и Роксана. Труппа амбициозная, яркая.

— Мюзикл — американское изобретение. Россия в лице Александра Журбина, Геннадия Гладкова, Максима Дунаевского, Владимира Баскина приспособила «американца» под свои нужды. В Беларуси есть мюзиклы Владимира Кондрусевича… Говорит ли это о том, что мы овладели заморским жанром?

— Вопрос занятный. В России одиннадцать консерваторий, каждая ежегодно выпускает по десять композиторов. А все равно мюзиклы пишут единицы. Нужно придумать образ, ход… Но и это ничего не решает. От меня зависит только количество вложенного труда. Мой учитель, мой мастер, выдающийся композитор Борис Иванович Тищенко, говорил: «Как?» — решает Бог. «Сколько?» — решаете вы». Бывает, бьешься, бьешься, потом раз — и ощущаешь, что подсоединился к музыкальному космосу. Это особое счастье, когда в тебе звучит музыка небесных сфер. 

Владимир Баскин — автор мюзиклов «Сирано де Бержерак», «Приз­рак замка Кентервиль», «Шведская спичка», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Двенадцать месяцев», «Алиса в Стране чудес», музыкальной комедии «Подлинная история поручика Ржевского», музыкальной драмы «Поединок», балета по картине Анри Матисса «Танец». Спектакли по его произведениям идут в Киеве, Новосибирске, Магадане, Донецке, Ростове, Иркутске… Вместе со своим другом музыкальным эксцентриком и юмористом Юрием Гальцевым объехал немало стран в качестве композитора и аккомпаниатора.