Деловой завтрак

Проходной на бал

Готовы ли минские выпускники к поступлению в вузы? Появятся ли в столице новые школы и детские сады? Об итогах учебного года беседуем с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Владимиром Щербо

— Владимир Константинович, где в этом году пройдут школьные выпускные вечера?

— Централизованное прощание со школой у минских выпускников пройдет 9 июня. Традиционно в стенах родного учреждения образования. На мой взгляд, школьный выпускной вечер и ресторан несовместимы. Если в учреждении образования отсутствуют необходимые условия, например вместительный актовый зал, мы разрешаем проводить торжественные мероприятия в культурно-досуговых центрах. Но только по согласованию с районными администрациями и комитетом по образованию Мингор­исполкома.

— Погулять по городу, встретить рассвет можно только в сопровождении взрослых?

— Программа выпускного бала может включать традиционную встречу рассвета вместе с одноклассниками. До самого утра педагоги и представители администрации школы не расстаются с детьми. Прогулки по городу, экс­курсионные поездки следует также согласовывать и оформлять заблаговременно. И разрешены они лишь в сопровождении взрослых в светлое время суток.

— Как вы оцениваете уровень подготовки минских выпускников?

— Судя по итогам централизованного тестирования, столичные школьники всегда показывали высокие результаты. 70 процентов учащихся поступают в высшие учебные заведения. В 45-60 процентах случаев — на бюджетные места. В нынешнем году в заключительном этапе республиканской предметной олимпиады приняли участие 195 выпускников, 118 из них завоевали дипломы различных степеней. Благодаря этому 12-й раз подряд минчане лидируют в общекомандном зачете.

— В 2013 году школьников ожидает обязательный экзамен по иностранному языку. Готовы ли учащиеся да и сами педагоги к такому испытанию?

— Новые условия изучения иностранных языков, в частности, деление классов на три группы, улучшение материально-технической базы, новые учебные планы дадут положительный результат. Однако программы будут еще пересматриваться. Их нужно строить таким образом, чтобы за три года школьник мог овладеть определенным уровнем разговорного языка. В столице есть блестящие примеры учебных заведений, где школьники могут свободно общаться на иностранном. Но в большинстве ученики слабо владеют коммуникативными и грамматическими навыками. Поэтому предстоящий экзамен мы, педагоги, будем сдавать вместе со школьниками.

— Сейчас многие люди с высшим образованием с завистью поглядывают на вакансии рабочих специальностей, продавцов… Зарплата выше, чем у представителей интеллектуального труда. Это сказывается на популярности учреждений профессионально-технического образования?

— Сегодня это уже не ПТУ, которые были 10-15 лет назад. Это учебно-производственные комплексы с современной материально-технической базой. Нынешний их выпускник — специалист, управляющий станками и оборудованием с помощью компьютерных технологий, а не рабочий в замасленной робе. В прошлом году у выпускников школ были востребованы специальности строительного профиля, профессии проводника вагонов, билетного кассира, парикмахера, визажиста, повара. В нынешнем году Минский государственный профессионально-технический колледж торговли открывает набор по специальности «Гостиничное хозяйство» с присвоением квалификации «Горничная».

— Почему так медленно вводятся новые специальности?

— Действительно, этот процесс должен проходить быстрее. При открытии, например, строительных специальностей последние два года сталкивался с бюрократическими проволочками. Готовить несколько лет обоснование по открытию того или иного направления — слишком дорогое удовольствие. Думаю, совместно с Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты сможем решить этот вопрос.