Торговый ряд

Магазин немодной одежды

Белорусские универмаги с рекламных плакатов зазывают покупателей «широким ассортиментом товаров». Насколько женская одежда, которую они продают, соответствует представлениям о современной моде?

— Что ты так придираешься к платью?! Вещица не идеальная, конечно, но довольно милая, — укоризненно качает головой мама всякий раз, когда мы приходим за покупками в универмаг и я совершенно безосновательно (на ее взгляд) отбрасываю десятки вешалок с нелепыми (на мой взгляд) одежками. И всегда добавляет: «Тебе бы во времена моей молодости…»

К счастью, те времена, когда моду диктовал вездесущий и однообразный советский легпром, прошли. Сегодня предприимчивые китайские и турецкие производители наводняют швейными изделиями если не все страны земного шара, то половину — наверняка. На белорусский рынок попадают и демократичные европейские марки. Отечественные производители стараются не отставать от коллег: одежда made in Belarus c трудом умещается в торговых залах таких гигантов, как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», «На Немиге». Но захочет ли девушка с претензией на статус первой модницы офиса или факультета купить здесь блузку, платье, хоть что-нибудь? Или окинет взглядом наряды на вешалках и грустно констатирует: «Похожая юбочка у меня была… в классе десятом»?

Оценить ассортимент отдела женской одежды одного из столичных универмагов с позиций моды и стиля наш журналист попросила дизайнера одежды Юлию Латушкину. Припомнив главную заповедь Коко Шанель о том, что у каждой женщины должно быть маленькое черное платье, мы с Юлией нацелились найти наряд на все случаи жизни — как говорится, и в пир, и в мир. Требовалось что-то скромное, без лишних деталей. Оценив все предложенные варианты вечерних и коктейльных платьев, наш эксперт выбрала лишь одно, родом из Бреста, украшенное принтом-абстракцией и мелкими стразами:

— Платье можно носить на работу или надеть по поводу. Покрой несколько простоват, но благодаря ткани-стрейч вещица будет недурно смотреться на стройной женской фигурке.

Другие произведения белорусского легпрома радовали гораздо меньше.

— Вот это платье имело бы право на жизнь, если бы не жуткая ткань а-ля шторы, — рассмат­ривает черное платье с бахромой Юлия. — Подобные модели то и дело появляются на мировых по­диумах, правда, в отличие от этого, смотрятся гораздо привлекательнее. Кажется, автору наряда безумно хотелось сотворить что-то супер­экстравагантное, но в мастерской была лишь дешевая тесьма…

Летние сарафаны поразили конструкторскими находками.

— Интересно, что думала швея, когда делала столько немыслимых складок на одной груди? — искренне удивлялась дизайнер, рассматривая белый облегающий хлопковый сарафан до колен. — В таком одна грудь будет казаться значительно больше другой.

А что предлагает наша торговля дамам постбальзаковского возраста, размер одежды которых перешагнул за 48-50?

— Ткани добротные, — первым делом отмечает дизайнер. — И работа хорошая. Строчки ровные, не подкопаться. Хотя некоторые детали спорные. В ярко-красном костюме юбка строгая и элегантная, а вот жакет с претензией. Бантик по центру груди лучше убрать, он все портит. Акцент в этом случае можно сделать на брошку или нитку жемчуга. Допустим, душа просит бантика. Тогда его края следует обработать потайным швом, а не просто обметать и забыть.

Между тем, цена этого костюмчика — больше 800 тысяч. Обычную строгую рубашку при определенных сыскных способностях подобрать можно. Казалось, так же просто найти и юбку: ломившиеся под тяжестью вешалок стойки с одеждой обещали хороший улов.

— Не знаю, как это комментировать, — растерялась Юлия при встрече со странным, и это еще мягко сказано, зеленым «нечто».

Назвать это юбкой мы обе не решились. Чудовище болотного цвета отпугивало покупательниц не только устрашающим фасоном, но и боевой раскраской. Сшито оно было из лоскутов вельвета разных размеров, облепленных стразами и пайетками. Но, видно, автору показалось, что деталей маловато, и он решил спрятать все швы под лентой из кожзама.

— Понятно, что многим дизайнерам хочется экспериментов. Иногда нас заносит. И когда сходятся планеты — остается кусок в общем-то ненужной ткани и дикое желание творить, — может наступить Армагеддон. Рождаются аляповатые накладки-нашивки-украшения, которые уродуют вещи.

Классическую юбку-карандаш — узкую, длиной чуть выше или ниже колен, зауженную книзу — как ни искали, не нашли. Магазин предлагал либо прямые, либо расклешенные. Решили попытать счастья с брюками. Это оказалось задачей повышенной сложности. Во-первых, скудный выбор цветовой гаммы, во-вторых, невысокое качество тканей, в-третьих, и, пожалуй, это самое главное, полнейшее игнорирование модных тенденций.

— На пике популярности — брюки до щиколотки, зауженные книзу, — посвящает в тонкости модных новинок дизайнер. — Такие хорошо сидят и на девушках, которые хотят казаться стройнее, и на худышках. А открытые лодыжки — это так кокетливо! Брючки вместе с легким жакетом можно носить на работу, с ярким топом — на вечеринки.

Неужели те, кто шьет, поставляет и вывешивает в наших магазинах одежду, не в курсе последних тенденций моды? И в конце концов, куда смотрят индивидуальные предприниматели, чья продукция в изобилии представлена в универмагах?

— Некоторые мои знакомые ИП предлагают крупным магазинам вещи на реализацию. Замечу, то, что висит у них в мастерских, и то, что мы видим здесь, зачастую отличается, — говорит Юлия. — Дизайнеры в курсе модных тенденций, но не торопятся предлагать что-то новаторское. Потому как товароведы и другие специалисты торговли с опаской относятся к нестандартным, на их взгляд, моделям.

В одном из столичных универмагов пояснили, что вещи попадают на прилавок не по прихоти одного человека. Целая команда специалистов изучает спрос покупателей, их вкусы, делает прог­нозы по поводу популярности моделей. Мол, магазин берет на реализацию лишь то, что хотят носить и покупать сами белорус­ки. В Белорусском центре моды сообщили, что их сотрудники работают в большинстве крупных универмагов и консультируют покупательниц. Его специалисты периодически устраивают для работников торговли курсы модного ликбеза, знакомят их с последними тенденциями в мире моды, учат подбирать одежду для разных типов фигуры.

И тем не менее найти юбку-карандаш в тот день мы так и не смог­ли, как и популярные в нынешнем модном сезоне брюки до щиколотки.

Юлия Латушкина — дизайнер одежды. Окончила Институт современных знаний имени А.М. Широкова. Участвовала в фестивалях «Мельница моды» в Минске, «Кутюрье года» в Моск­ве, «Адмиралтейская игла» в Санкт-Петербурге, представляла коллекции на Belarus Fashion Week и Ukrainian Fashion Week.