Культура

Царское дело

Гастроли Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии открылись вчера спектаклем «Екатерина Великая»

Накануне, в понедельник, наши корреспонденты наблюдали, как в Белорусском государственном академическом музыкальном театре собиралась, отоспавшись после многочасового перелета, труппа екатеринбуржцев. Как монтировалась гигантская декорация «Екатерины Великой». Как актеры и гримеры обживали чужой театр. Из Екатеринбурга прибыли 230 человек: «У нас сцена меньше, но зал больше», «Какой Минск зеленый, нагуляемся!», «Где взять конт­рамарки? Хочу пригласить минских друзей»…

«Екатерина Великая» стала визитной карточкой театра, который без малого 80 лет работает в городе, носящем имя царицы. Визитка появилась не по воле случая, успех был тщательно спланирован. Выбран весомый жанр — исторические хроники. Заказана музыка по-хорошему амбициозному композитору Сергею Дрезнину, которого во Франции, где он сейчас живет, иначе как гранд-талантами не называют. Дрезнин писал «Екатерину Великую» под конкретных исполнителей Свердловского музкома. Театр не пожалел денег на костюмы, которые сотворил опять-таки по-хорошему амбициозный московский художник Павел Каплевич. «Сотворил» — не метафора. Платья и камзолы сшиты из тканей, техника изготовления которых — ноу-хау художника. Эти ткани имитируют старинные гобелены и парчу.

Без затрат имиджевый спектакль не создашь. Впрочем, деньги решают не все. И не всегда.

— От поездки в Минск мы не ждем прибылей, гастроли убыточны априори, потому театры сейчас и не рискуют вояжировать, — сказал Александр Пареев, заместитель директора по постановочной работе екатеринбургского театра. — Почему рискнули мы? Потому что во всем хотим быть первыми. У нас 16 престижных премий «Золотая маска», но мы боимся успокоенности, застоя. Мюзикл и оперетта — это каскад, это брызги шампанского, но шампанское может испариться, а каскад превратиться в заунывное пение с вялыми движениями. Мы приехали в Минск, чтобы встряхнуться. Зажечься от нового зрителя. И его зажечь.

Двадцать дней гастролей. Девять спектаклей. Все идут по два-три раза. В финале — совместный с минскими артистами гала-концерт, посвященный памяти народного артиста СССР Владимира Мулявина. Он родился в Свердловске, учился там, работал, пока в начале 1960-х не уехал в Минск. Мулявин связал наши города и страны, сократил расстояния. Средства от гала-концерта поступят в фонд сооружения памятника Мулявину в Екатеринбурге.