Культура

От Бобруйска до Дакара

Режиссер Андрей Кудиненко ушел в детство, а шоумен Вадик Галыгин — в лирику. В Министерстве культуры Беларуси выбрали десять игровых кинопроектов, которые в этом году будут финансироваться из республиканского бюджета

Успех фильма Сергея Лозницы «В тумане» (в производстве которого поучаствовал и «Беларусьфильм») на многочисленных кинофестивалях, начиная с Каннского, — намек отечественному кинематографу: пора наконец-то выйти из тумана, где наше кино оказалось с распадом Союза. Повод появился: в декабре минувшего года был принят указ № 567 «О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии». Теперь на финансирование из республиканского бюджета могут рассчитывать не только государственные, но и частные компании — победители открытого республиканского конкурса кинопроектов на производство национальных фильмов и фильмов в рамках социально-творческих заказов.

— Какие эмоции вызывали сценарии, представленные на конкурс? — поинтересовалась у ведущего специалиста управления киновидеоискусства Департамента по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь, секретаря конкурсной комиссии Полины Гуринович-Томашевской.

— Образование кинотелеведа обязывает подходить к материалу аналитически. Когда читаю сценарии мелодрам, не плачу (улыбается). Порадовало появление молодежных лирических комедий. Это редкий жанр для современного белорусского кинематографа.

— В списке победителей есть кинопроект «Парень без адреса». Это ремейк истории про «Девушку без адреса»?

— Некоторые сюжетные мотивы совпадают, но это ни в коем случае не плагиат. Действие происходит в наше время в Беларуси. Ситуации обыграны в комедийном ключе. Сценарий написали Вадим Галыгин, Владимир Микулич и Кирилл Ситников. По их замыслу, в кадр должны попасть многие белорусские достопримечательности. Если все будет снято так, как задумано, получится красивое кино, нескучное и легкое.

Еще один молодежный проект — «Бобруйск — Дакар». Это история о простом белорусском парне, который попадает в разные перипетии, что помогает ему определиться с жизненной целью и воплотить мечту в реальность. Подробности сюжета опускаю — пусть остается интрига.

— Удивило, что режиссер Андрей Кудиненко взялся за детско-юношескую тему. Сказываются впечатления от его мистического триллера «Масакра».

— Сценарий «Сувенира для Лизы» написан Александром Качаном, он же был автором сценария фильма «Масакра». Это профессионал, в кинематографических кругах его имя известно. Не стоит думать, что Кудиненко теперь будет снимать одну мистику. Он перспективный режиссер, которому, на мой взгляд, стоит пробовать проявлять себя в разных жанрах.

— Есть ли проекты, из которых может получиться фестивальное кино?

— Пожалуй, это «Я не вернусь». Сценарий Ярославы Пулинович и Олега Газе. Если пересказывать сюжет – то история покажется довольно простой. Но это не так, потому что есть внутреннее действие.

В первом открытом республиканском конкурсе участвовало 23 игровых, 27 неигровых и 10 анимационных кинопроектов. Их оценивала конкурсная комиссия.

— Учитывались оригинальность идеи, художественные качества сценария. То, насколько тема и проблематика соотносятся с белорусскими реалиями, — поясняет Полина Гуринович-Томашевская. — Кроме сценариев, участники представляли необходимые документы: план коммерческой реализации замысла и продвижения будущего фильма и другие

Победители конкурса кинопроектов — 10 игровых лент: 4 от негосударственных организаций, которые занимаются кинопроизводством, и 6 от «Беларусьфильма». Также в списке победителей 15 неигровых и 7 анимационных лент.

Игровые фильмы могут претендовать на господдержку в размере до 70 процентов от общей стоимости кинопроекта; неигровые, анимационные, детско-юношеские фильмы, дебютные работы — до 100; фильмы со статусом «национальный» — на все 100 процентов.

Общий бюджет финансирования конкурса в 2012 году — около 10 миллионов долларов.