Было время

Гаджеты прошлого

В наш век многие молодые люди не могут представить себе жизнь без уже привычных плееров, телефонов, компьютеров. Однако даже сто лет назад минчане могли воспользоваться аналогами современных технологий

Погружение в трехмерность

Еще несколько лет назад о технологии 3D велось множество разговоров. Сегодня любой желающий может купить билет в кинотеатр и отправиться в трехмерное путешествие вместе с героями фильма. Впрочем, подобную возможность минчане имели и сто лет назад.

Как сделать фотокадр объемным, люди догадались еще в 1851 году. С тех пор человечество и осваивает трехмерное видеопространство. Стереофото­графия быстро стала популярным развлечением. По всему миру выпускали специальные фотоаппараты для желающих делать объемные снимки, очки и устройства для просмот­ра слайдов, стереофотокарточки со всевозможными видами стран, городов, людей, событий.

Не обошло это модное веяние и губернский город Минск. Постоянным гостем на рынках был аппарат «с видами». За несколько копеек любой желающий мог увидеть трехмерное изображение далеких Парижа, Рима, Венеции, Нью-Йорка, Вашингтона, поглядеть на тружениц германской фабрики, парад войск, жителей Китая и Индии, пестрые наряды американских индейцев. Надоели диковинки — к вашему вниманию «Виды России». Тут вам и Москва, и Петербург, и Ростов, и Одесса, и Киев, и даже Минск. Заплатив несколько копеек, приезжий крестьянин, при­льнув к специальным окулярам, совершал путешествие в дальние края. Это было настоящее народное развлечение.

Состоятельные горожане обходили такие аппараты стороной. Ведь они могли наслаждаться стереовидами прямо у себя дома, расположившись в удобном кресле. В магазинах города можно было купить специальные очки. В них вставлялась карточка с двумя фотографиями. Настроив резкость, получали объемное изображение. Найти в продаже такие карточки не составляло большого труда.

Второе дыхание стереофото­графия получила у нас уже после Великой Отечественной войны. Был налажен выпуск двухобъективных фотоаппаратов «Комсомолец» и «Любитель», в продаже появились и сопутствующие им товары: пленка, стереоскопические очки. Но пользовались ими немногие. Чтобы удовлетворить свой интерес к стерео, люди обыч­но просто покупали стереослайды с пейзажами или предна­значенные для детской аудитории.

В 90-е годы прошлого века бизнес на видеокассетах был поставлен на поток. В Минске действовали видеозалы, пункты проката, кассетами торговали многочисленные ларьки. С течением времени видеокассеты были вытеснены компьютерами и DVD-дисками.

Домашний кинотеатр

Сегодня во многих квартирах телевизор занимает почти полстены. По периметру комнаты расположены колонки, призванные погрузить зрителей в атмосферу кинотеатра с объемным звуком. На полке стоит современный проигрыватель дисков. Позвал друзей, включил фильм — и никто не помешает просмотру шуршанием чипсов, шипением газировки, мелодией мобильного.

Еще 50 лет назад мало кто поверил бы, что такое возможно. Даже в конце 80-х — начале 90-х

прошлого века на обладателя видеомагнитофона смотрели, как на настоящего счастливчика. Еще бы! Он мог смотреть зарубежные фильмы, доступ которым на экраны советских кинотеатров и на телевидение был закрыт. Впрочем, первые видеомагнитофоны появились в СССР еще в начале 1960-х — после поездки Хрущева в США. Он распорядился наладить их производство. Так появился видеомагнитофон «Кадр», но выпускался он не для домашнего, а для студийного использования.

Настоящий видеобум во всем мире начался в 1980-х годах с распространением формата VHS. Это был прорыв японской промышленности: благодаря общим усилиям компаний появился привычный многим видеомагнитофон с пультом управления, фронтальной загрузкой. Основное его преимущество перед другой подобной техникой того времени — возможность использования дешевых кассет и легкость их копирования. Первоначально бытовые видеомагнитофоны были в СССР только импортными. Купить его могли лишь очень состоя­тельные люди. Первый советский кассетный видеоплеер «Электроника ВМ-12» был выпущен в 1984 году, и стоил баснословные 1.200 руб­лей — для многих минчан годовая зарплата. Его не любили за некачественный сигнал, частое зажевывание пленки, но даже с такими дефектами это был дефицитный товар. Счастливые обладатели видеомагнитофонов становились душой компании. В их квартирах собирались десятки человек, чтобы посмотреть западный фильм с ужасным переводом. Кассет тоже не было в свободной продаже. Их приходилось менять по знакомым или у менял-прокатчиков. Часто ленты были засмотрены так, что изображение рябило. Но минчане были рады и такому глотку свободы.

В 60-е годы прошлого века в СССР в продаже появились переносные радиоприемники. Они стали непременным атрибутом загородного отдыха.

Тайна белой простыни

Еще до времени повального увлечения видеомагнитофонами у минчан была возможность устроить дома некоторое подобие киносеанса. Для этого нужно было дождаться темноты, закрепить на стене экран из простыни и включить в розетку диапроектор. Так для многих детей начиналось путешествие в сказку. В 60-80-е годы прошлого века диапроектор имелся почти в каждом доме. Сколько было радости у детей, когда взрослые покупали еще одну коробочку с обрамленными в картон или пластик слайдами или новую баночку с пленкой. Это значило, что вечером будет сеанс. Гас свет, и диапроектор оживал. На простыне появлялось изображение. Покрутив линзу, взрослые настраивали резкость и начинали рассказ. На белом холсте вырисовывались знакомые по мультфильмам сказки: «Айболит», «Краденое солнце», «Ну, погоди!». Внизу картинки часто шли титры, которые и читали родители. Слайды менялись с громким щелчком, а прокручивание ленты не обходилось без шороха и скрипа.

Жаль, что просмотр диафильмов был кратким. Проекторы имели странную особенность сильно нагреваться. Тогда аппарат начинал искажать изображение. Приходилось ускорять сеанс или прерываться на 10-20 минут, чтобы лампа остыла и не расплавила пленку. Некоторые проекторы имели встроенный вентилятор для охлаждения, который издавал назойливый гул и к тому же не всегда справлялся со своей задачей. На многих слайдах и пленках оставались следы перегрева.

Диапроекторы долгое время были также неотъемлемой частью процесса обучения в школе, училищах и даже вузах.

Дедушка плеера

Сегодня молодежь, слушающая на ходу музыку в наушниках, — привычное явление. Но и сто лет назад минчане могли послушать популярные мелодии вне дома. Для этого достаточно было только взять с собой в дорогу граммофон.

Переносные звуковоспроизводящие устройства известны с давних времен. В дореволюционном Минске самыми узнаваемыми из них были шарманки. Во всех уголках города можно было услышать их жалостливые песни. Мотивы звучавших музыкальных произведений были известны каждому горожанину. Некоторые домовладельцы платили лишь за то, чтобы субъект с таким переносным плеером играл под окнами соседа.

Многие минчане любили музыку и не желали с ней расставаться. С музыкальным инструментом (губной гармошкой, скрипкой, баяном) они шли в город, чтобы продемонстрировать свое мастерство прохожим. Как писала газета «Северо-западный край» в 1903 году, «в отличие от шарманщиков, они играют в свое удовольствие, хотя многие играть практически не умеют. Они не просят милостыню и прекращают играть только тогда, когда сами вдоволь насладятся своей музыкой».

В 60-е годы прошлого века в СССР появились в продаже переносные радиоприемники. Они стали непременным атрибутом загородного отдыха.