Культура

Россы из Белых Рос

Кто станет режиссером нового кинопроекта и почему его нельзя считать продолжением известного фильма, нашему корреспонденту рассказал драматург Алексей Дударев

В декабре мы уже писали о фильме, в основу которого должна лечь киноповесть Алексея Дударева «Белые россы»*, написанная и опубликованная в 2010 году. Спустя несколько месяцев замысел киноленты стал приобретать более выразительные очертания. Так, киноповесть победила на открытом республиканском конкурсе кинопроектов на производство национальных фильмов и фильмов социально-творческого заказа и теперь всерьез претендует на получение статуса национального проекта. И если все для «Белых россов» решится удачно, съемки картины могут начаться уже в будущем году.

— Это не будет продолжением фильма Игоря Добролюбова, — с ходу заявляет Алексей Дударев. — Та лента была снята в 1983 году. С тех пор прошло почти 30 лет. На месте деревни Девятовка, где шла работа над фильмом, сейчас жилой район Гродно. Хоть там есть и частные домики, и улица Белые Росы, и даже одноименный магазин, но это другая страна, другая эпоха. Киноповесть, безусловно, эмоционально связана с первой частью, там те же герои. Но история, которую мы расскажем, будет абсолютно независимой. Те, кто никогда не видел картину Доб­ролюбова, во время просмотра второй части ничего не потеряют в плане сюжетной канвы.

— Известен ли режиссер?

— Снимать фильм будет Александр Франскевич. Его утвердили пару месяцев назад. Франскевич сейчас живет и работает в Моск­ве, но, несмотря на это, мы с ним успели многое оговорить и найти контакт. Самое главное, что он хочет снять фильм о земле, о людях, о Беларуси. Без всякого экшена и нового киноязыка. Я признаю только один язык — искусства. Либо он есть, либо его нет. А форма для меня всегда была второстепенна. И очень жаль, что сейчас она повсеместно захватила власть в кино и диктует свои условия. В угоду форме многие забывают о содержании. И делают картины-пустышки. Мне по­нравилось, когда режиссер ленты «Брестская крепость» (Александр Котт. — Прим. авт.) в самом начале съемок заявил: «Я снимаю советский фильм». В слово «советский» он вкладывал не какую-то идеологическую составляющую, а качество, подход к делу. Ведь Добролюбов складывал все эпизодики и кадры своей картины трогательно, нежно, бережно. Так же работал и с актерами. И со мной в том числе. У Франскевича такой же подход. Бездарности всегда знают, как и зачем нужно снимать: рубанул — и «гениально». А талантливый человек постоянно сомневается, ищет. И приятно, что генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович с пониманием относится к этому творческому процессу. На таком материале нельзя зарабатывать деньги и дешевую славу. Нельзя допускать пошлости. Это будет предательством по отношению к тем, кто трудился над первой частью, к самому себе.

— Киносценарий будет сильно отличаться от киноповести?

— Не думаю. Нужно что-то отобрать, соединить, дописать, но суть останется той же. Единственно, действие киноповести происходит зимой, а в фильме, скорее всего, будет летняя натура. Это связано с техническими нюансами. Да и показывать Беларусь только в зимнюю пору неправильно. А вообще, я, наверное, даю последнее интервью по этому поводу. По всем вопросам в следующий раз буду отсылать на киностудию. Творчество — дело интимное. И пока оно еще не завершено, комментировать что-либо неправильно. К тому же я человек суеверный. Не люблю, когда много говорят о беременной женщине, ее будущем ребенке. Оставьте вы ее в покое! Вот родится, тогда и имя дадим, и будем думать, кем он станет.

— Но все же, «Белые россы» могут стать национальным проектом. Что, на ваш взгляд, в картине национального?

— Если говорить о ленте Игоря Добролюбова, то в ней присутствует самоирония, показано желание народа найти себя в этой жизни, подмечены какие-то черты характера. Согласитесь, трудно представить туркмена или эстонца, который сидел бы в аистином гнезде и играл на гармошке. В новом фильме акцент будет сделан на том же самом, только действие перенесем в современность. Ведь люди не меняются. Они по-прежнему хотят добра, чистоты, любви, благородства. Другое дело, что события, которые произошли в начале 1990-х, сместили ценностные ориентиры в другом направлении. И на первый план, к сожалению, вышли качества иного толка.

— Будет ли это отражено в фильме?

— Конечно. То, какие мы есть по сути, такими мы должны быть и в фильме. Почему все любят Ваську из «Белых Рос»? Да, Николай Петрович Караченцов гениально сделал этот образ. Но и сам характер героя так выписан. Добрый, всепрощающий, но не­много охламон, как его называет Федос Ходас. Короче говоря, белорус. До конца непонятный даже самому себе.

Александр Франскевич

Актер, режиссер, сценарист, продюсер.

В 1984 году окончил ГИТИС по специальности «актер театра и кино».

1985-1987 — актер театра «Современник».

1990-1994 — Польская Академия кино и телевидения, специальность «режиссер кино и телевидения».

1997-1999 — Академия кино и телевидения (Кёльн, Германия), аспирантура, факультет режиссер кино и телевидения.

Режиссер фильма «В июне 1941-го», сериалов «Майор Ветров», «Семин», «Смертельная схватка». Кроме того, Александр Франскевич занимался педагогической деятельностью по режиссуре, а также принимал участие в создании телепередачи «Криминальная Россия».