Деловой завтрак

Уроки для взрослых

Как бороться с поборами в школе? На что должны ориентироваться учреждения профтехобразования? Накануне нового учебного года на эти и другие актуальные вопросы ответил заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко 

— Игорь Васильевич, с приходом сентября традиционно возникнут жалобы родителей на добровольно-принудительные поборы в школах. Хотелось бы узнать ваше отношение к этой проблеме.

— Любую хорошую идею можно довести до абсурда. Сегодня в школах действуют родительские комитеты, попечительские советы, открыты специальные счета для сбора определенных пожертвований, в том числе и от родителей. Конечно, из бюджета выделяются деньги на нужды учреждений образования, но, вы прекрасно понимаете, здесь есть приоритеты. Родители совместно со школой должны определить, что они хотят сделать и для чего. Например, закупить какие-то дополнительные средства образования. Дело нужное. Но все должно быть в рамках разумного и делаться добровольно. Никакой обязаловки! Меня удивляет, когда родители принимают решение сброситься по 400 евро, чтобы устроить своим чадам выпускной вечер во Дворце Республики. Это ненужная роскошь, неплохо прошло бы торжество и в стенах родной школы, причем с наименьшими затратами. К тому же ребенок только окончил 11 классов, ничего выдающегося в жизни не сделал, чтобы с такой помпезностью праздновать. Когда встречаюсь с ребятами, всегда говорю: самый счастливый рубль — заработанный собственным трудом, тогда его начинаешь ценить. Поэтому что касается поборов, то я, пользуясь случаем, хотел бы предупредить всех директоров учреждений образования: не доводите ситуацию до абсурда! Если установим факты, что родителей принуждают собирать средства, где-то вообще на непродуманные цели, или учителя, администрация школы отыгрываются как-то на детях, чьи мамы и папы отказались сдавать деньги, то будем принимать самые жесткие меры к таким руководителям и педагогам. Мингорисполком открыт для обращений граждан. Я веду личный прием дважды в месяц — по средам и субботам, график можно посмотреть на сайте горисполкома. Дни приема есть и у комитета по образованию. Разбираемся в каждом конкретном случае, если необходимо, выезжаем на место.

— Министерство образования и Министерство финансов проводят эксперимент по дифференцированному финансированию учреждений образования. Поясните его суть.

— Приведу такой пример: в школе, рассчитанной на 500 учеников, занимаются только 200. А через дорогу находятся еще две школы, незагруженные на полную мощность. Их можно уплотнить, а первое учреждение образования использовать под другие нужды, например, открыть там центр творчества. Но родители такую оптимизацию встречают в штыки: мол, у моего ребенка будет стресс, если он поменяет место учебы. Простите, а когда дети переходили из начальной школы в пятый класс, стресса не было? Но мы не можем отап­ливать полупустое здание, нести другие затраты по его эксплуатации, ведь на эти цели идут наши с вами деньги, которые мы в виде налогов отдали в бюджет. Их ведь можно использовать более рационально, например, купить новые компьютеры или построить при школе бассейн. Система дифференцированного финансирования учреждений образования, которая будет внедрена в качестве эксперимента, должна подтолкнуть школы к рациональному использованию бюджетных средств. Если у вас 200 учеников, значит, на 200 и будут выделены деньги. А вы сами думайте, что делать с пустующими площадями, за чей счет их поддерживать. Тогда, может, и кружков больше появится, какие-то другие платные услуги, например, образовательные курсы для пенсионеров. Но это не означает, что ученики не будут иметь возможности пользоваться какими-то учебниками или пообедать в столовой. Все, что положено детям в соответствии с нашими социальными стандартами, обеспечим. Но мы хотим стимулировать руководство учреждений образования, общественность, родительские комитеты к рациональному использованию средств из бюджета. Сегодня любой директор школы или училища должен иметь определенный уровень экономического мышления. Сейчас мы выбираем учебные заведения, которые станут участниками этого пилотного проекта.


— Тенденция к массовости высшего образования, которая наметилась в последние годы, себя не оправдывает. Сегодня в реальном секторе экономики требуется масса специалистов с профтехобразованием, в том числе строительного профиля, причем зарплаты у них по ряду позиций выше, чем у выпускников вузов. Как откликнутся учреждения ПТО на требования времени?

— Учебные планы и программы профтеха должны быть более гибкими и мобильными и, в первую очередь, практикоориентированными. Важен здесь и тесный контакт с предприятиями, для которых и готовят кадры. У нас сегодня есть такой опыт, когда на базе учреждений ПТО выполняются определенные виды работ, например для МАЗа, МТЗ. И ребята, приходя на практику, получают возможность еще и деньги заработать, почувствовать себя более взрослыми и уверенными в своих силах.

Совместно с немецкой фирмой UZIN в Минске создан центр по подготовке укладчиков напольных покрытий. Активно работаем по экспорту услуг в системе проф­теха. Приведу пример. Предприятие «Белкоммунмаш» отправило 104 троллейбуса в Кишинев. Сейчас там организуем совместное сборочное производство, которое может стать стартовой площадкой для поставки минских троллейбусов в другие города Молдовы, Румынию. А кто будет готовить специалистов для него? Мы можем с «Белкоммунмаш» организовать обучение таких кадров.

— Вы частый гость в студенческих аудиториях, проблемам молодежи уделяете много внимания. Для иногородних мучеников науки один из актуальных вопросов — жилищный. Какие вузы станут в ближайшее время новоселами Студенческой деревни?

— К действующим трем общежитиям скоро добавится четвертое, его планируем ввести в строй к 1 сентября. Пятое откроем, возможно, в ноябре. В новостройки заселятся студенты МГЛУ, БГУИР и Международного государственного экологического университета имени Сахарова. Кроме того, рассматривается возможность создания на базе здравпунктов, которые функционируют в Студдеревне, филиала 33-й студенческой поликлиники. Он позволит несколько разгрузить это медучреждение, да и молодежи не придется ездить в другой конец города. В филиале могут разместиться полноценные терапевтическое и стоматологическое отделения, лаборатория по приему анализов. Комитет по здравоохранению прорабатывает эту тему с вузами.

— От Дня знаний перейдем к Дню города. В сентябре Минск отметит 945-летие. Чем удивят и порадуют городские власти жителей и гостей столицы на этот раз?

— В ближайшее время мы поместим подробную программу праздника в СМИ и на сайте Мингорисполкома. Расскажу о некоторых мероприятиях. В ратуше откроем экспозицию «Библиотека». Здесь будут представлены источники, где упоминается историческое прошлое столицы — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», копия указа о даровании Минску магдебургского права, современные книги — призеры и номинанты различных конкурсов. Думаю, это символично, поскольку 2012-й объявлен Годом книги. Посетители ратуши увидят и подарки, которые гости столицы в разное время вручали Мингорисполкому. В День города также пройдет церемония вручения премии «Минчанин года», она будет транслироваться на экране, установленном на ратушной площади. 8 сентября состоится грандиозный концерт на открытой площадке Национального академического Большого театра оперы и балета.

Впервые в Минске пройдет реконструкция ристалища. Зеленую площадку от стелы «Минск — город-герой» до Дворца спорта отдадим на откуп рыцарским клубам. Состоятся и торжества, посвященные 130-летию со дня рождения Якуба Коласа и Янки Купалы. К Дню города также планируем открыть ряд социально значимых объектов. В их числе художественная галерея народного художника СССР Михаила Савицкого, отделение гемодиализа при 9-й клинической больнице, детская поликлиника в Центральном районе, ряд новых жилых домов в Первомайском и другие.

К новому учебному году откроются школа и детский сад в Каменной Горке и дошкольное учреждение в Брилевичах. 

Паспорта готовности к новому учебному году получили все школы и гимназии за исключением тех, что находятся на капремонте.