Перекресток

Глаз да глаз

В столице один из перекрестков научился реагировать на появление трамваев и распознавать нарушителей ПДД

Это не фантастика, а реальность, уверяют в городской ГАИ. И все благодаря новейшим технологиям, успешно реализованным на пересечении улиц Козлова и Платонова.

— Пилотный проект по внед­рению RFID-технологий решили обкатать на самом обычном, каких в городе немало, перекрестке с трамвайными путями, — сообщил председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — За год здесь фиксируются в среднем два десятка столкновений транспортных средств, не обходится и без пострадавших. Особых заторов здесь не бывает. Сложности возникают для тех автомобилистов, кто вынужден простаивать на светофоре, пока горит зеленый для трамваев, которых на этот момент поблизости не наблюдается. По нашим подсчетам, такие не­оправданные простои на одном перекрестке приносят городу убытки почти 500 тысяч долларов в год. Но потери можно избежать, отдав приоритет современным средствам регулирования движения.

Как работает RFID-технология? Радиотехническое устройство, называемое меткой, устанавливается на трамвае маршрута № 7. На подъезде к перекрестку принимающее устройство ловит сигнал от метки, и спустя несколько секунд для трамвая загорается зеленый свет. Трамвай уезжает, и теперь уже для автотранспорта автоматически включается зеленый свет, который горит до появления в пределах перекрестка очередной метки.

По оценке специалистов, внедрение RFID-технологии позволит увеличить пропускную способность как на пересечении улиц Козлова и Платонова, так и на аналогичных 14 перекрестках. А еще — обеспечить в будущем приоритет в про­езде не только общественного транспорта, но и автомобилей скорой медицинской помощи и МЧС. Заинтересованность в этом соответствующих городских структур есть.

Еще один пилотный проект, касающийся автоматизированной системы видеодетектирования дорожного движения (АСВД) в Минске, внедряет в жизнь столичная Госавтоинспекция в пределах перекрестка улиц Козлова и Платонова. По словам начальника отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрия Навоя, АСВД реализуется в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения в Минске «Добрая дорога». Внедрение АСВД на всей территории столицы должно позволить снизить к 2015 году количество погибших в ДТП не менее чем на 28 процентов по сравнению с 2010-м.

— С недавнего времени на перекрестке отслеживают обстановку панорамные камеры с поворотным механизмом. Диапазон их регулирования — 360 градусов как по вертикали, так и по горизонтали, — объясняет Дмитрий Валерьевич. — Они размещены над проезжей частью в 20-24 метрахот стоп-линии на высоте6 метров. Моментом переезда перекрестка на красный свет считается тот, когда все четыре колеса транспортного средства пересекут стоп-линию. Камера работает постоянно как в режиме записи видео, так и в режиме фотографии. Отслеживание нарушения начинается только после включения красного сигнала светофора. Каждая полоса движения наблюдается отдельной камерой и радаром, что исключает ошибки при трактовке ситуации в тех случаях, когда две машины пересекают зону контроля одновременно по разным полосам и с разной скоростью. Камера фиксирует момент превышения допустимой скорости и автоматически распознает регистрационный номер автомобиля. Одновременно видно, пристегнут ли водитель ремнем безопасности или нет, разговаривает ли во время движения по мобильному.

За счет распознавания регистрационных знаков милиция планирует повысить раскрываемость преступлений. Не исключено также, что система поможет определять транспортные средства, не прошедшие вовремя гостех­осмотр, или те, на которые наложен арест судебными органами.

По словам специалиста, не всем водителям, проезжающим через перекресток улиц Козлова и Платонова, пришлась по душе новинка. В частности, были жалобы на вспышки фонарей. Поэтому решено на время отказаться от вспышек и продолжить тестирование системы с использованием других технологий.

— Подобное оборудование, но с другой технологией, в скором времени появится на пересечении проспекта Машерова и улицы Кропоткина, — информирует Дмитрий Навой. — Там будем фиксировать проезд перекрестка на красный сигнал светофора. Начнем определять скорость и на 30-м километре Минской кольцевой автодороги, где летом этого года произошла серьезная авария — на высокой скорости «БМВ» снес осветительную мачту. В перспективе аналогичное периферийное оборудование разместим на МКАД, выездных магистралях, узловых пунктах 2-го кольца и центральной части столицы — всего в 50 местах.