Культура

С усами сами

Эти актеры гримируются на автобусных остановках, а декорациями для их спектаклей служат городские пейзажи. Первый в Беларуси уличный театр взаимодействия репетирует и выступает на улицах Минска

Новые лица улицы

Все чаще и чаще, проходя по городу, можно встретить усатого человека в тельняшке. Но даже если таких людей будет много, даже если они лежат на земле и фото­графируют вас старым фотоаппаратом «Смена», не пугайтесь — это всего лишь актеры уличного театра взаимодействия «Мусташ» (или же «усы» в переводе с английского или французского), с которыми вы непременно сделаете что-то необычное и улыбнетесь. Потому что «Мусташ» — это шес­теро молодых людей, которые с помощью прохожих или растущих в парке деревьев, люков или пробегающих мимо собак, и даже с помощью обык­новенной дорожной разметки будоражат столицу своим проектом «Фото­френия» (это как шизофрения, только со страстью к фотографии, как шутят сами артисты).

— Мы группа туристов, которая впервые попала в какую-то страну, — поясняет задумку актер театра «Мусташ» Алексей Жданович. — Мы пытаемся «зацепить» на улицах прохожих, находим какие-то интересные объекты, бегаем и щелкаем затвором фотоаппарата. При этом знакомимся с людьми, фотографируемся с ними, стараемся делать какие-то вещи, которые они не делали бы в обычной жизни. Даже во время наших первых выступлений в Минске мы могли спокойно лечь друг на друга и сверху еще положить какую-нибудь женщину. И она реагировала с восторгом. Для нее это был сюрприз, для нас тоже.

Вытягивание объектов, пешеходов из привычного комфортного образа жизни — вот чем занимается уличный интерактивный театр. Актеры пытаются втиснуться в этот привычный для нас ряд «дом-работа-магазин-дом-работа» и повеселить прохожих.

Вторжение розовых людей

В апреле 2010 года в Минске прошел театральный «Тот самый фестиваль». Его участников Kud Ljud из Словении в столице запомнили многие и надолго — средь бела дня розовые пришельцы бегали по крышам, останавливали машины на проспекте Независимости, выносили пельмени из магазина, обнимали людей в подземных переходах и резво взбирались на фонарные столбы. Это был уличный спектакль «Вторжение».

Уличный интерактивный театр — один из самых молодых видов театра во всем мире. Его главный принцип — отсутствие стены, создаваемой сценой, между актерами и зрителями.

— Нас захватила свобода, которую он принес на минские улицы, — вспоминает Леша. — Мы не представляли что-то подобное возможным, у нас никто никогда не делал ничего такого. Посетив все мастер-классы словенцев, мы поняли, что хотим заниматься интерактивным уличным театром в Беларуси.

Желание переросло в конкретный план создания международного проекта совместно с Kud Ljud, и словенский коллектив с радостью согласился в нем участвовать. Его артисты записывали и высылали в Минск видео своих мас­тер-классов, а ребята усердно занимались в подсобках журфака и филфака БГУ.

В марте 2011 года группа энтузиастов из Минска выступила вместе с Kud Ljud в Могилеве на Международном молодежном театральном фестивале «М@рт.контакт», назвала себя «Мусташ» и стала первым в Беларуси уличным театром взаи­модействия.

Усатые-полосатые

Мусташа (то есть актера) найти в толпе проще простого — он обязательно ходит в тельняшке, клеит себе под нос усы из войлока и фотографирует всех и всё на фотоаппарат «Смена», в котором нет пленки.

— Все любят делать фото, людей увлекает сам процесс фото­графирования, — говорит актриса Алена Иванюшенко. — К тому же, мы не заставляем публично читать стихи, а просим просто сфотографироваться, а это не так уж страшно.

Потом актеры втягивают человека в какую-то игру, но нигде не задерживаются надолго, чтобы захватить внимание как можно большего количества людей. Иногда сталкиваются и с негативом («Глупые какие!», «День ВДВ уже был!», «Что вы от меня хотите?»), когда люди не хотят взаимодействовать. Но актеры учатся находить подход к каждому.

Первый уличный театр, который появился в Беларуси, — это «Плутовской Театр ДиГриза», или, как его еще называют, театр средневекового комедиантства. Он был создан в 2005 году и занимается реконструкцией и постановкой театральной и карнавальной культуры европейского Средневековья. «ДиГриза» — это странствующие клоуны, жонглеры, акробаты, ходулисты, мимы. Артисты театра одними из первых в Беларуси начали профессионально делать шоу с огнем, знакомят публику с танцами Средневековья и Ренессанса, белорусскими, балтийскими, кельтскими, скандинавскими традиционными танцами и музыкой (в своих выступлениях артисты используют волынки, бубны, свирель). Театр является участником Ассоциации исторического танца (СНГ).

Часть выступления, конечно, планируется заранее. Мусташи выбирают место и изучают все, что там есть: бежим отсюда и досюда, залезаем на эти ворота, здесь ложимся на землю, тут попросим у бабушки игрушечную машинку. Ну а дальше уж импровизация с прохожими. Причем в театре царит полная демократия — ни тебе режиссера, ни первых, ни вторых ролей, ни плана по наполняемости зала. У артистов даже есть свой особенный словарь: «фриз» — значит неожиданно для прохожих замереть на месте, «ромашка» — лечь на землю вокруг кого-нибудь, «битлы» — друг за дружкой перейти по переходу, «сафари» — выглядывать откуда-нибудь с фотоаппаратом наготове.

«Мусташ» — это новая и не­обычная форма белорусского театра, которую многие и театром-то затрудняются назвать. Но есть немало и таких зрителей, которым интересно, что делают Вова, Никита, Катя, Леша, Алена и Катя — журналисты, филологи, основатели движения любительских театров «Двери», рекламщики, преподаватели и просто поклонники театра. Полученными за год знаниями актеры решили поделиться со всеми желающими на открытых репетициях, которые с сентября проходят прямо на минских улицах. Возможно, «Мусташ» уже фотографирует ваше окно — пойдите взгляните.

Kud Ljud — группа уличных художников-артистов из Словении, Хорватии и Франции, созданная в 2006 году. Один из последних проектов театра — необычная очередь в больнице. Артисты приглашают всех, кто ждет в коридоре, выйти во двор, попить чаю, поиграть и пообщаться, пока доброволец не позовет того, чья очередь на прием к врачу уже подошла.

 «Мы выходим на улицу, потому что там уже есть люди, не надо никого приглашать, — говорят актеры. — Важно поддерживать связь с людьми, которые не ходят в галереи, музеи, театры — с теми, кто не привык к современному искусству».