Мы вместе

Сладкого нового года

Осень — время еврейских праздников

613 заповедей

Еврейский народ богат многовековыми культурными традициями. У него свой календарь и целых четыре Новых года. Один из них — Рош а-Шана — отмечается в сентябре и начинает цикл осенних праздников.

— В канун Рош а-Шана зажигают свечи, благословляют хлеб, читают киддуш (молитвы) и готовят праздничный обед, — рассказывает директор общественного объединения «Еврейское культурное общество «Эмуна» София Филькова. — Добрая традиция — до начала трапезы съесть кусочек яблока, обмакнув его в мед. Это символичное пожелание сладкого нового года.

Кошерная пища делится на три категории: мясная, молочная и нейтральная (парве).

На праздничном столе должна быть рыба, приготовленная целиком, — чтобы быть во главе, а не в хвосте; гранат — его 613 зернышек обозначают число заповедей еврейского народа; хала — плетеная булка в форме кольца, символ бесконечности жизни, здоровья и счастья; оливки — для красоты и мира.

С Рош а-Шана связано множество обрядов. К примеру, принято трубить в шофар — специально обработанный бараний рог. Его звуки призваны пробуждать евреев к служению, а также к тому, чтобы они вытряхивали содержимое карманов в водоем. Считается, что таким образом можно избавиться от всего плохого, ненужного.

— Десять дней после Нового года особенные, — продолжает София Яковлевна. — Их называют еще порой трепета. Есть возможность переосмыслить свои поступки, что-то изменить, покаяться, попросить прощения. Всевышний всё взвешивает и делает запись в книгу жизни.

После Рош а-Шана наступает пост Йом Кипур — день искуп­ления грехов. Он самый священный в году. Принято читать молитвы. Затем следует Суккот — в знак того, что полагаться следует на Всевышнего, что материальное благополучие не самое главное, евреи покидают свои дома.

Добрая традиция — до начала трапезы съесть кусочек яблока, обмакнув его в мед. Это символичное пожелание сладкого нового года.

От мала до велика

В Минске зарегистрированы еврейская община «Ашомер Ацаир», ОО «Центр Еврейские Традиции», благотворительное объединение «Гилф», Минское общественное объединение еврейской культуры имени Изи Харика, Центр поддержки семьи… Крупнейшее — «Еврейское культурное общество «Эмуна».

— Наша главная задача — приобщение к культурно-историческому наследию еврейского народа, — говорит руководитель «Эмуны» София Филькова. — У нас более 30 программ, которые тематически связаны с годичным циклом праздников. Детские, молодежные, семейные, музыкальные, творческие…

Так, для ребят в объединении созданы развивающий центр «Мазл Тов» (на иврите означает пожелание удачи, счастья), студия живописи «Кохавим», хореографический ансамбль «Непоседы», «Алеф-Бэт», вокальная, театральная, литературная студии, проекты «Час рассказа» и «Рош Ходеш». Молодежь приглашают в школу мадрихов (вожатых), молодежный видеосалон «Киноволна», а также принять участие в благотворительной акции «Рука помощи». Здесь же работают семейные программы — клубы «Еладим» и «Кешет».

Читайте также:  Солнце, воздух и еда

В «Эмуне» есть и компьютерный центр, тренажерный зал, где проводятся занятия по аэробике,
йоге, пилатесу. Открыта библиотека, фонд которой насчитывает более 5.000 книг.

— Сейчас в обществе свыше 2 тысяч участников: от самых маленьких до людей преклонного возраста, — рассказывает пиар-менеджер Минского еврейского общинного дома Валентина Мороз. — Но на праздники приходит гораздо больше минчан.

В «Эмуне» свыше 2 тысяч участников: от малышей до людей преклонного возраста. Но на праздники собирается гораздо больше людей.

По законам кашрута

Еврейская кухня — одна из самых древних. Рецепты приготовления блюд передавались из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.

— Национальная кухня подчинена традициям, — говорит София Яковлевна. — Многое определяется законами кашрута — сводом правил, которые нужно учитывать, готовя еду. Считается, что следование им придает человеку духовное начало.

Кошерная пища делится на три категории: мясная, молочная и нейтральная (парве). Мясо с молочными продуктами смешивать недопустимо, как и с рыбой. Причем разрешено есть ту рыбу, у которой есть чешуя и плавники. Из мясных продуктов евреи выбирают домашнюю птицу, говяжью и телячью печень. Отдают предпочтение куриному или гусиному жирам. Из овощей на столе преобладают морковь, свекла, капуста, редька, лук, картофель.

— На первое мы любим бульоны, — продолжает София Филькова. — На второе — фаршированные блюда, тефтели, котлеты. Для национальной кухни характерно обилие мучного — хала, тейглах, леках. Широко используются специи: гвоздика, корица, черный перец, имбирь, лавровый лист, укроп.

Национальная кухня

Тейглах (медовые шарики) 

8 яиц, 4-5 стаканов муки, 2 ч. л. разрыхлителя, 0,5 кг меда, 1 стакан сахара, 1 ч. л. имбиря или рубленых грецких орехов.

Смешать яйца, муку, разрыхлитель и хорошо вымесить. Подсыпая как можно меньше муки, раскатать тесто ладонями на длинные сигары толщиной1 сантиметр. Нарезать на маленькие кусочки.

Нагреть духовку до 180 градусов. Тем временем довести до кипения мед, смешанный с имбирем и сахаром. Опустить в кипящий сироп кусочки теста и сразу поставить в духовой шкаф.

Выпекать 15-20 минут. Затем перемешивать каждые 10 минут, чтобы не слипались. Выложить на увлажненную поверх­ность и остудить.

 

Цимес 

1 кг моркови,100 гизюма, 15 штук чернослива,50 гсливочного масла, 1 ст. л. сахара, соль, лавровый лист.

Нарезанную кубиками морковь слегка обжарить на масле. Переложить в кастрюлю для тушения. Залить горячей водой, чтобы слегка прикрывала овощи. Тушить на слабом огне под крышкой до полуготовности. Затем добавить промытые чернослив, изюм, соль, сахар. Можно вместе с морковью тушить картофель или цветную капусту.