Облик столицы

Постучим по дереву?

Архитекторы предлагают при возведении зданий использовать больше природных материалов

Этот совсем не праздный для профессионалов вопрос обсуждали на архитектурно-градостроительном совете Минстройархитектуры. Должна ли среда, в которой мы живем, иметь национальные черты?

И как это сделать среди засилья панельной застройки? Какие архитектурные придумки помогут создать бренд страны и столицы?

Что сегодня первично в архитектуре — национальное или интернациональное?

— Мировая глобализация порождает некое коллективное сознание, а новые технологии позволяют реализовать любую задумку зодчего, — считает архитектор Олег Воробьев. — Отсюда следует, что архитектура должна быть интернациональной.

— Интернациональной, но индивидуальной, не безликой, — уточнил главный архитектор УП «Минскградо» Ярослав Линевич. — Брендом Минска может стать водно-зеленый диаметр, но сегодня он гибнет, его надо беречь.

— У нас уникальный природный ландшафт, много воды. Это и надо использовать для формирования национальной белорусской архитектуры, — считает председатель Брестской областной организации ОО «Белорусский союз архитекторов» Алексей Андреюк.

Не исключено, что национальный колорит застройке может придать наш природный материал — дерево. Как рассказал заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич, даже в Финляндии, славящейся сегодня деревянным зодчеством, прежде строили дома в основном из железобетонных конструкций. Пока строительные организации не инициировали поворот отрасли к использованию дерева. Подключились наука, высшая школа, средства массовой информации. Были разработаны разнообразные проекты зданий, даже многоэтажных, из деревянных конструкций, причем производство было индустриализировано. Появилась нормативная база, открылся центр по обмену опытом.

— Давайте и мы следующий год назовем годом деревянной архитектуры, — предложил заместитель министра и пообещал со своей стороны поддержку такому начинанию.

Наш основной природный материал — дерево — может стать главным брендом отечественного зодчества.

Разговор от общей темы перешел к более конкретным, но не менее актуальным позициям. Например, Олег Воробьев акцентировал внимание на том, что надо оговаривать более жесткие условия для инвесторов, приходящих на конкретные площадки. А то получается, что на одном месте можно строить и 20, и 60 этажей.

Главный архитектор Минска Александр Петров высказался о наболевшем: воспитывать заказчиков объектов можно только сообща, коллективно. А когда один зодчий в силу этических соображений отказывается от заказа, а второй за него берется, понимая, что идет на компромисс с совестью, о какой солидарности и чести мундира можно говорить?