Образование

Урок для общего развития

Как из ученика сделать победителя олимпиады? 

Опыт работы с одаренными учащимися и талантливой молодежью обсудили педагоги Москвы и Минска за круглым столом. Белорусская сторона познакомила коллег с методикой проведения школьных олимпиад для начальных классов, интернет-олимпиад, поделилась результатами взаимодействия молодых ученых Национальной академии н­аук Беларуси со школами и гимназиями города. Представила способы использования возможностей ресурсных центров для работы с высокомотивированными учащимися. Москвичи, в свою очередь, предложили расширить перечень совместных олимпиад среди школьников. И с нетерпением ждут приглашений в выездные школы для одаренных детей.

Первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Мария Киндиренко:

— На протяжении 12 лет команда Минска остается сильнейшей в Беларуси по результатам олимпиад среди учащихся. Руководствуясь принципом преемственности — от школьного образования к вузовскому, действуя сообща, сможем создать ту среду, которая позволит развиваться одаренному ребенку. Столичные педагоги разрабатывают собственные методики по выявлению высокомотивированных детей, известные за пределами города и страны.

Учитель информатики гимназии № 29 Минска Нил Бикбулатов:

— Представляю проект «Умная школа». В 2000 году поучаствовал в программе Федерации интернет-образования, в рамках которой для учителей информатики организовали поездку в московскую обще­образовательную школу. Там коллеги рассказали, как строится работа с одаренными детьми. Ученикам начальной школы предлагают поучаствовать в проектах. Так с ранних лет малыши приобщаются к исследовательской деятельности, втягиваются в науку. В будущем такие школьники становятся постоянными участниками олимпиад и конференций. Новый проект прижился и в нашем учреждении образования, и результат не заставил себя долго ждать. Есть первые места на республиканских конференциях по информатике, победы на международных интеллектуальных турнирах по математике и физике.

Методист лаборатории инновационных образовательных технологий работы с высокомотивированными детьми Московского института открытого образования Алексей Якута:

— В Москве работают более 1.500 школ. Как выделить высокомотивированных ребят и помочь им развиваться дальше? В Московском институте открытого образования (аналог Минского городского института развития образования. — Прим. авт.) создан центр по работе с одаренными учащимися. Кроме того, самый проверенный способ — участие в интеллектуальных соревнованиях. В столице России ежегодно проводят более 50 различных олимпиад. В них задействованы около 100 тысяч ребят. Вся информация о конкурсах размещена на едином портале, поучаствовать может любой школьник. Подготовку к олимпиадам ребята проходят в предметных кружках. Там ведут занятия по 21 направлению из школьной программы, а также по некоторым необычным для ученика предметам, например генетике, цитологии, квантовой химии. В таких кружках не преподавание, а неформальное общение! Например, по направлению «Олимпиадная физика» учить ребят приходят молодые наставники, образно говоря, в шортах и майках. Кроме того, старшеклассника, который готовится к решающему этапу интеллектуального состязания, могут даже освободить от занятий в школе и перевести на индивидуальное обучение. Вместе с тем специалисты Московского института открытого образования проводят коррекцию психофизических особенностей одаренных детей. Ведь зачастую они испытывают проблемы с социа­лизацией.

Читайте также:  Осознанный диплом

Начальник Западного окружного управления образования Департамента образования Москвы Татьяна Баринова:

— Проблема воспитания и обучения одаренных детей в особенности важна в XXI веке, когда заметно ускорились экономические, интеллектуальные, технические и другие процессы развития общества. Сегодня учреждения образования Москвы как никогда раньше поставлены в жесткие рамки оценивания, ранжирования, территориального сравнения по показателям уровня знаний выпускников. В городе в январе будущего года планируется утвердить новый стандарт качества образования. Кроме того, в этой сфере проходят масштабные реформы. Их частью становится объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы. Мы понимаем: развитие личности необходимо начинать с раннего детства. Благодаря новым формам организации обучения в программу по поддержке и выявлению одаренных детей активно включаются дошкольные учреждения. Это помогает обеспечить преемственность образования, снизить тревожность первокласс­ников. Мы выстраиваем индивидуальную форму развития малыша, начиная уже с трех лет. И не прерываем ее новыми обстановкой и коллективом.

Председатель Совета молодых ученых Национальной академии наук Беларуси Владимир Казбанов:

— С одаренными детьми занимаются молодые ученые. Во-первых, они лучше понимают подрастающее поколение, во-вторых, не стремятся сделать из каждого ребенка ученого, а помогают сформировать системность мышления, навыки быстрого анализа информации. Кроме того, ребята должны уметь красиво преподать эту самую информацию. Поэтому проводим тренинги по публичным выступ­лениям. Этот набор качеств очень помогает в будущем. Что предлагают молодые ученые для привлечения школьников к науке? Необходимо начинать каждый урок с обсуждения новостной ленты: что произошло в науке интересного, какие ученые были упомянуты. А еще было бы здорово называть класс именем какой-либо знаменитой личности. Все это поможет вернуть престиж научного знания, интерес к исследованиям.