Школа в лицах

Ручная работа

Отправляя своих чад в 25-ю школу, родители могут быть спокойны: их дети под надежной опекой, их здесь буквально носят на руках

Средняя школа № 25 спрятана среди новеньких многоэтажек. Во дворе на игровой площадке резвятся мальчишки: атакуют друг друга снежками. Девочки весело щебечут в сторонке. В школе в преддверии новогодних праздников царит оживление: кто-то готовится к выступлению на утреннике, а кто-то торопится подтянуть оценки за четверть.

25-я — еще совсем молодое учреждение образования. И учащихся здесь готовы на руках носить… в прямом смысле слова. Дело в том, что эта школа — с интегрированным обучением. За одной партой здесь сидят ребята с ограничениями функций опорно-двигательного аппарата и здоровые школьники. Последние всегда готовы помочь в передвижении по школе однокласснику на инвалидной коляске.

 Оксана Глухова, преподаватель изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества:

— В творчество вовлечены все дети. Конечно, работа с маленькими инвалидами требует от педагога более пристального внимания и терпения. Главное — не отбить охоту к поискам и экспериментам! У ребят есть привычка сравнивать творческие работы: мол, у тебя красиво, а у меня не очень. Поэтому не перестаю напоминать учащимся: один и тот же натюрморт каждый художник изобразит по-своему.

Уже второй год на базе школы проводится интеграционный форум, на котором собираются дети-инвалиды со всего города. Участники делятся на группы, а затем мастерят различные поделки, поют, рисуют. Уверена: если бы дети с особенностями в развитии просто сидели дома, они бы не добились таких высоких результатов. Учеба и общение со сверстниками, творческий поиск развивают интеллект и значительно расширяют их возможности.

Марина Ильина, директор: 

— В обществе сложилось мнение: мол, интеграция в школе снижает качество образования. Отнюдь! В этом можно убедиться на примере нашего учебного заведения. Объединение в одном классе разных по состоянию здоровья детей приносит свои плоды: ребята учатся быть толерантными друг к другу, оказывать помощь ближнему, общаться на равных. Очень важно, что у детей с ограничениями появилась возможность дружить со сверстниками.

Некоторые учащиеся имеют тяжелые множественные нарушения, однако они настоящие умнички. Очень любят школу и стараются хорошо выполнять все задания, познавать окружающий мир. Взять хотя бы Елисея. Здоровые ребята порой не хотят ходить в школу, а мальчик переживает: «Скоро каникулы и не будет уроков…» Дети-инвалиды не могут обходиться без помощи посторонних, поэтому в учебном заведении их постоянно сопровождают помощники воспитателя.

В начальной школе педагоги активно используют лего-конструирование в учебной и внеклассной работе с малышами и детьми-инвалидами. Игры с конструктором развивают мелкую моторику.

Педагоги занимаются с учащимися арт-терапией. К примеру, лепка из глины позволяет снять стресс и творчески проявить себя. В школе работают учителя, которые используют на уроках элементы рисования пальчиковыми красками. Также действует много кружков по декоративно-прикладному творчеству: техника декупажа, батика, валяние из войлока, бумагопластика, дизайн, витражная роспись, анимация и компьютерная графика. Ребята очень любят эти занятия, сразу видят результаты своего труда. Они все время заняты, им некогда слоняться по улицам.

Вот уже три года в школе реализуется проект «Создание положительного имиджа учреждений образования с классами интегрированного совместного обучения». Педагоги-разработчики будет награждены грантом Мингорисполкома.

В школе действуют родительские клубы. Их возглавляют социальные педагоги и психологи. Темы занятий самые разнообразные. К сожалению, многие взрослые не умеют общаться со своими чадами. На встречах клуба говорим о том, какое наказание за проступок можно применять к малышу, не ущемляя его личности. Учим, как правильно поощрять умника или умницу, помогать добиваться маленьких успехов.

 Ирина Куделко, учитель физкультуры: 

— Человеку, который впервые сталкивается с детьми-инвалидами, кажется, что они не могут выполнить самых элементарных действий. На самом деле это не так! Ребята, которые приходят на занятия адаптивной физической культурой, выполняют упражнения через слезы и боль, но понимают, что им это необходимо. Они также хотят играть, жить. Это благодарные дети, которые, уходя с урока, всегда скажут учителю: «Большое спасибо».

Для них учеба в школе — счастье. Мальчики и девочки с особенностями психофизического развития здесь чувствуют себя самыми обычными детьми.

Во время уроков физкультуры в спортивном зале одновременно занимаются здоровые дети и дети-инвалиды. Помимо специализированных упражнений, которые помогают развить суставы, ребята выполняют задания игрового характера — с мячами, гимнастическими палками. Для больных детей важно тщательно отрабатывать каждый элемент упражнения. Нередко и на руках случается носить ребят.

 Ольга Сасина, преподаватель начальных классов:

— Мы не празднуем Восьмое марта! Отмечаем свой праздник — День жен-мироносиц. А все потому, что наш класс — единственный в школе, где ведется преподавание факультатива «Основы православной культуры». Мы прививаем молодому поколению христианские добродетели: терпимость, усердие, скромность…

Ольга Сасина — организатор школьной группы по оказанию психологической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов. На встречах взрослые делятся опытом, помогают друг другу в решении различных проблем.