Мы вместе

Ыр Кун, Чувашия

Царское ли дело — давать названия чувашским городам, почему там до сих пор крадут невест и заглядывают в бараний желудок?

Издревле чуваши занимались земледелием и животноводством. До сих пор эти отрасли сельского хозяйства остаются ведущими в республике.

Существует легенда. Царь Иван Грозный плыл по Волге освобождать Казань. Любуясь просторами, увидел величественные белые церкви. «Белый город!» — воскликнул он. Отсюда, говорят, и пошло название столицы Чувашской республики: Чебоксары, или Шупашкар, что на чувашском значит «белый город».

Именно так — «Шупашкар» — называется общественное объединение «Минское общество чувашской культуры». Три года назад оно отделилось от рес­публиканского и сегодня функцио­нирует самостоятельно.

— Согласно последней переписи населения, в Беларуси живут порядка 2,5 тысячи чувашей, — рассказывает председатель объединения Борис Миллин. — Большинство приехали работать по распределению еще во времена Советского Союза.

Борис Николаевич живет в Минске с 1986 года. После окончания Высшего военно-командного училища связи в Ульяновске был направлен в белорусскую столицу для прохождения службы. При­ехал вместе с семьей.

— Мы с женой Зинаидой родом из одного села, — говорит подполковник запаса, — из Байдеряково, что в нижней Чувашии. Кстати, у нас до сих пор сохранился обычай похищать невест. Я свою Зину также украл. Привел в родительский дом, усадил за накрытый стол. По традиции, пригубив первую рюмку, невеста называет будущих родственников отцом и матерью и с этого момента считается женой. А позже мы сыграли свадьбу.

В Байдеряково родился старший сын супругов, Андрей. А вот младший, Сергей, появился на свет уже здесь, в Минске.

До сих пор не существует единого мнения о происхождении чувашей. По наиболее распространенной версии, их предки — группы племен из Западной Сибири, кочевавшие по степям Казахстана и осевшие в Волжской Булгарии. Считается, что позже они смешались с финно-угорскими племенами — горными марийцами. Так возникла новая народность — чуваши.

Как народ впервые упоминаются в 1240 году. В XV-XVI веках чуваши входили в Казанское ханство, сохраняя при этом обособленность. С середины 1550-х годов вошли в состав Руси. Тогда же появились первые города-крепости — Чебоксары, Алатырь, Ядрин. Позже они стали торгово-ремесленными центрами.

В XVI-XVII веках прошли мятежи. Чуваши восставали против царских чиновников, захватов земли и христианизации. Но позже смирились. В середине XIX века известный чувашский просветитель Иван Яковлев на основе русского алфавита создал чувашский.

В семье Миллиных чтят чувашские культурные традиции. Отмечают праздники, помнят нацио­нальные песни, легенды. Почти каждый год ездят на родину. Ведь там живут родственники, друзья, знакомые.

— Чувашия находится в центре европейской части России, — проводит небольшой экскурс в гео­графию собеседник. — Преимущественно на правобережье Волги. Территория небольшая, примерно 18,3 тысячи квадратных километров. Численность населения — 1,2 миллиона человек. По языковому принципу Чувашию разделяют на верхнюю, среднюю и нижнюю. К примеру, в верхней части страны говор отличается заметным оканьем, в средней — аканьем. А в нижней Чувашии общаются на классическом литературном языке. Он, к слову, относится к тюркской группе. Несмотря на то что используется русский алфавит, с языком Пушкина чувашский не имеет ничего общего. К примеру, «добрый день» на чувашском звучит как «ыр кун», а «спасибо» — «тавта пусь».

Читайте также:  Музыка Чосон

На государственном флаге Чувашии изображено на желтом фоне красное «Древо жизни». Внизу красная полоса — символ земли. Древо говорит о продолжении рода.

Сегодня многие чуваши живут за пределами своей республики. Целые деревни есть в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской, Тюменской областях России.

Некоторые представители этого народа поклоняются языческим богам и идолам. Большинство же чувашей — православные христиане. Отмечают все церковные праздники, в особом почете Троица. В селе Байдеряково торжество совпадает с обычаем поминовения предков. В этот день на могилах родственников ставят свечи. Молодежь собирается на уяв — народные гулянья в чистом поле.

Кухня Чувашии впитала вкусовые пристрастия соседей — татар, русских, удмуртов и марийцев. С особым уважением здесь относятся к хлебу, без него за стол не садятся. В глубинке и по сей день готовят в русской печи. В большом почете кисломолочные продукты, овощные пюре, блины, похлебки с клецками, щи с приправами, кисели, пироги. Есть у чувашей и весьма не­обычные блюда.

— На большие праздники сохранилась традиция делать шартан, — рассказывает председатель объединения. — Это национальное блюдо готовится из желудка барана. Он заполняется бараньим мясом, приправленным специями, зашивается и томится в печи много часов с перерывами. Чем больше таких подходов, тем дольше будет храниться шартан.

До революции это блюдо готовили, когда провожали новобранца в армию. Но не ели, а вывешивали на чердак и наблюдали. Существовало поверье: если на шартане по­явились признаки порчи, то с солдатом случилось что-то неладное.

Среди повседневных блюд широко распространены мясные рульки, хуплу — пирог с картофелем и мясом — и сара — домашнее пиво.

Раньше чуваши изготавливали одежду из самотканого холста. Наряд женщин был многослойным. Они носили сложные головные уборы — тухья, украшенные монетами, бусами, бисерным шитьем (незамужним девушкам полагалась тухья с заостренной верхушкой). По количеству монет определяли достаток невесты. Одежду мужчин богато украшали вышивкой, в которой использовали орнамент из ромбов, прямоугольников. Эти элементы символизируют соху, солнце, землю.

Чуваши дружат с представителями различных национальностей. Постоянно участвуют в городских и районных праздничных мероприятиях. Демонстрируют вышивку, национальные костюмы. Минское общество «Шупашкар» входит в Координационный совет российских со­отечественников, который создан при посольстве Российской Федерации и объединяет татар, башкир, дагестанцев, русских и чувашей. Представители небольшого народа с берегов Волги не забывают культурное наследие исторической родины. Уважают белорусские традиции и тепло отзываются о нашей стране.

— Здесь есть возможность спокойно растить детей, учиться, — считает Борис Миллин. — У белорусов добрая душа и приветливый нрав. Они воспитанны, скромны. Мне приятно жить в этой стране, приятно здесь трудиться.

Хуплу (мясной пирог с картофелем)

400 гсвинины или баранины,200 гкартофеля,100 глука,400 гмуки, 2 яйца, дрожжи, сахар, соль, перец.

Замесить (или купить готовое) дрожжевое тесто. Когда поднимется, раскатать. Начинку класть слоями: мелко нарезанные кусочки мяса, картофель, лук. Каждый слой посыпать солью и поперчить. Защипать пирог, придав ему форму полумесяца. Выпекать в духовке до готовности.