Школа в лицах

На языке вертится

Готовы ли выпускники 2013-го к сдаче обязательного экзамена по иностранному языку? 

В нынешнем году все одиннадцатиклассники будут сдавать обязательный экзамен по иностранному языку. Новость не застала врасплох учащихся и педагогов гимназии № 21. Хотя учебное заведение относительно молодое, в нем уже сложились традиции преподавания английского языка. Ребята могут запросто порассуждать на языке жителей туманного Альбиона о джазе и рок-музыке, а также создать и представить свой проект на международном конкурсе.

 

Для учащихся 10-11-х классов в гимназии действует факультатив «Лексико-грамматический практикум», в консультативных целях проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия — для детей, у которых есть какие-то языковые проблемы.

Учитель английского языка Галина Кладова: 

— Ажиотажа по поводу предстоящего экзамена по иностранному языку в гимназии не наблюдается, обучение строится в обычном рабочем режиме. В начале года мы провели родительское собрание, на котором завучи и педагоги разъясняли, как будет проходить экзамен, на что следует обращать внимание при подготовке к нему и чем можно помочь детям.

Сегодня время требует от молодого человека умения представить свой талант окружающим, грамотно подать себя как личность и профессионала. Поэтому устный экзамен имеет преимущество перед тестированием, так как тренирует коммуникативные способности учащихся.

 

Директор гимназии Александр Казакевич:

— Многие учителя, работающие ныне в гимназии, еще помнят то время, когда в школу-новостройку пришли учиться трудные дети — двоечники, второгодники, около полусотни подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Некоторые даже успели побывать в местах не столь отдаленных. Советы профилактики проходили у нас каждую неделю и длились, как правило, с 15 часов до 22-23. Потому учреждение было одним из немногих, которому разрешили иметь в штате двух заместителей директора по воспитательной работе.

Александр Казакевич стал директором 214-й (теперь это гимназия № 21) школы в 36 лет. Ему удалось собрать команду единомышленников из молодых творческих педагогов, которые работают там по сей день.

Основное направление, по которому гимназия работает сегодня, — экологическое. При этом слово «экология» толкуется в широком смысле — как чистота дел, души, отношений. Неспроста учреждена эмб­лема гимназии — бабочка, у которой одно крылышко в виде книги. В природе это насекомое является индикатором чистоты окружающей среды. А у нас она символ творчества и овладения знаниями.

В области экологии гимназия тесно сотрудничает с Международным государственным экологическим университетом имени А.Д. Сахарова. Недалеко от нас вуз открыл свой новый корпус с химическими и биологическими лабораториями. Учащиеся могут ставить там свои первые научно-исследовательские опыты, а также получать консультации преподавателей.

От 95 до 98 процентов выпускников гимназии становятся студентами высших учебных заведений: БГУ, БГУИР, БНТУ, БГМУ, МГЛУ и МГЭУ имени А.Д. Сахарова. Притом более половины поступают на бюджетное отделение.

Летом наши юные физики ездили на экспериментальную базу университета по изучению нетрадиционных источников энергии, что находится на Волковичском водохранилище. Вы представьте, что значит для ребенка увидеть настоящие солнечные батареи и ветряки! После этого от руководства вуза поступило предложение по организации детского лагеря на базе экспериментальной площадки.

Сегодня учителя сталкиваются с проблемой: дети не умеют грамотно выражать свои мысли. Если мы будем все время ориентировать учеников на использование компьютера и выполнение тестов, ребята окончательно разучатся высказываться и выступать. Оратора ведь тоже нужно уметь вырастить. Поэтому на уроках так важно проговаривание материала вслух. Мало того, считаю целесообразным введение в обязательный учебный план курсов риторики или ораторского мастерства. Тем более в гимназиях, которые готовят детей к поступлению в высшие учебные заведения.

 

Учитель английского языка Инта Шкурай:

— Уже не первый год учащиеся представляют свои проекты на международном конкурсе креативности «Одиссея разума». И всякий раз команда пополняет гимназическую копилку наград очередным дипломом. А в 2011-2012 учебном году даже заняла первое место на городском этапе конкурса!

Соревнование строится следующим образом: тренеры команд получают задания по различным проблемам, а участники должны придумать нестандартные решения. Итогом работы становится проект, который нужно защищать на английском языке. В нынешнем году финал конкурса пройдет с 26 апреля по 1 мая в Германии.

«Одиссея разума» — международная образовательная программа. Ее цель — развитие креативности у детей и молодежи посредством решения нестандартных проблем. В программе участвуют более 20 стран.

 

Гордость гимназии — театр на английском языке, который организовала Ирина Зонова. Первая постановка учащихся — мюзикл «Нотр-Дам де Пари». Позже были «Рождественская сказка» и «Мэри Поппинс».

 Учитель английского языка Ирина Зонова:

— На экзамене учащиеся будут отвечать исключительно устно. Потому особое внимание уделяем тому, чтобы устранить у детей речевые трудности и нацелить на свободное выражение мыслей на иностранном языке.

Иностранный язык — это деятельностный предмет, который подразумевает обязательную практику. Вот почему наши уроки английского имеют коммуникативную направленность. Учителя моделируют речевые ситуации на темы, интересные детям, тем самым вырабатывают у них привычку смело высказывать свою точку зрения. Привлекают учащихся к проектной деятельности (опять же на темы, занимательные для подростков, — например, об истории джаза или рока), используют элементы дебатов. Вдобавок это отличный способ пополнить словарный запас. На уроках дети приучаются не механически зазубривать тему, а свободно строить высказывания.

Гимназистам очень нравится участвовать в сюжетно-ролевых играх. Учитель создает ситуацию: к примеру, ребенок должен отпроситься у родителей на дискотеку. Роли распределяются между ребятами, и, пытаясь переубедить друг друга, они пользуются различными аргументами.

— Любой экзамен — это презентация работы учителя. Поэтому наша задача — вооружить учеников всеми необходимыми знаниями и навыками.

 

Учитель истории Галина Давидовская:

— На базе гимназии создан ресурсный центр по истории. Это значит, что в изучении предмета учащиеся активно используют компьютер, в частности, для опроса и проверки знаний, разработки мультимедийных проектов. Так, например, недавно группа ребят создала виртуальную экскурсию по теме «Трасцянец. Дарогай пакут». На ее основе были разработаны электронные средства обучения.

Однако компьютер помогает только в том случае, если детей научить грамотно пользоваться им.

В этом учебном году по результатам участия в конкурсе «Опыт и инициатива — ресурс образования столицы» Галина Давидовская стала лауреатом премии Мингорисполкома. В основу ее проекта было положено использование новых информационных технологий в преподавании истории.