Фотоальбом Евгения Коктыша

Августин Милованов: большой мастер

В Купаловском театре этого народного артиста Беларуси коллеги почти всегда называют только по фамилии. Потому что в актерской среде Милованов совсем не фамилия — это Имя

Критики в один голос называют сдержанность отличительной чертой актерской игры Августина Лазаревича. Воплощенные им на сцене главного театра Беларуси — Купаловского — персонажи все как один немногословны и не очень эмоцио­нальны. Точнее сказать, эмоции сыгранных Миловановым героев — не на поверхности. Зрителю порой приходится немного потрудиться, чтобы распознать их. Но когда это получается, восхищению нет предела: Августину Лазаревичу, как правило, играющему плохишей, удается настолько много­мерно отобразить их внутренний мир, что однозначно отнести его персонажей к отрицательным невозможно. Чуткий зритель здесь скорее увидит обычного человека, не лучше и не хуже, чем он сам или, скажем, сосед. Да, человека со своими особенностями, порой нелогичного и душевно нестройного, но такого реального, на отображение которого способен только большой мастер.

Детство его прошло в предвоенные и военные годы — народный артист Беларуси Августин Милованов родился в Сталин­граде в 1937 году. Попав в школу, мальчик больше других предметов полюбил историю и литературу. Благодаря особому отношению к последней и небольшому опыту работы в театре помощником режиссера Августин Лазаревич уже после окончания школы решил поступать в театрально-художест­венный институт в Минске. По окончании учебы его распределили в Белорусский театр имени Якуба Коласа в Витебске. Надолго Милованов там не задержался — уже через год переехал в Минск. С того времени уже полвека Августин Лазаревич — один из ведущих артистов в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. На его сцене актер создал ряд незабываемых образов в постановках отечественных и зарубежных драматургов. Среди них — Тевье-молочник в «Поминальной молитве» Григория Горина, Осип в гоголевском «Ревизоре», Хозяин в «Святой простоте» Андрея Макаенка и многие другие. Эти сценические герои в исполнении Августина Милованова уже стали хрестоматийными. Как и блестяще сыгранные Ромул («Ромул Великий») и Отец («Затюканный апостол»), Герострат («… Забыть Герострата!») и Евдокимов («Еще раз про любовь»), Просперо («Буря») и доктор Майер («Последний шанс»). Многим памятны его «иностранцы»: Стив Гордон («Футбол»), Тони («Ночь ошибок»), Арнхольм («Женщина с моря»), неожиданный в белорусской транскрипции Зурико («Я, бабушка, Илико и Илларион») и трагически-ироничный Амилькар из модной в свое время пьесы «Месье Амилькар, или Человек, который платит».

Особый талант актера востребован и белорусским кинемато­графом: в 1966 году (именно тогда состоялся его дебют на телевидении) Милованов впервые попал в объектив. С тех пор в кино и на телевидении им сыграно более 20 ролей. Самая свежая киноработа Милованова — в экранизации повести Якуба Коласа «Дрыгва» картине «Талаш». Выбор режиссеров понятен: Августин Лазаревич способен придать происходящему на экране необходимую меру глубины. Хотя бы в тот момент, когда он находится в кадре, самим фактом своего присутствия. Потому что Милованов — это не фамилия, это Имя.

Много лет народный артист Беларуси Августин Милованов занимался режиссерской практикой в любительских театрах. С 1967 по 1987 год преподавал в Белорусском театрально-художественном институте (сейчас Белорусская государственная академия искусств) мастерство актера.