Культура

Не видали Берлинале?

На что были готовы зрители 63-го Берлинского кинофорума ради заветного билета в кино, рассказала директор кинотеатра «Победа» Светлана Савчик

Цена вопроса

— Фестиваль не устает удивлять тем, что за многие годы здесь выросло несколько поколений зрителей и специалистов, буквально одержимых кино, — говорит Светлана Георгиевна. — Когда я проходила через торговый центр Arkaden на Потсдамской площади, где расположены различные магазины, бутики, кафе, рестораны, а также одна из самых больших кинокасс Берлинского кинофестиваля, то неизменно рядом с ней видела огромные очереди за билетами. А однажды рано утром застала там людей, которые лежали в спальных мешках, дожидаясь, пока откроется касса. Представляете, как нужно любить кино, чтобы ночь провести на полу торгового центра ради билетов?

Кстати, они не из дешевых. Цены колеб­лются от 9 до 25 евро в зависимости от времени сеанса и значимости премьеры. Исключение составляет последний день фестиваля, так называемый Kinotag (в переводе с немецкого — День кино). Это красивый жест организаторов по отношению к публике, когда лучшие картины фестиваля можно посмотреть в кинотеатрах по специальной цене — 6 евро. Естественно, все программы Берлинале собирают полные залы. В этом году было продано более 300 тысяч билетов, а показы состоялись в 22 кинотеатрах, многие из которых многозальные. Зрители понимают, что во время форума у них есть уникальная и, вероятно, единственная возможность увидеть фильмы, которые вряд ли попадут в широкий прокат.

— Когда каждое утро открываешь берлинские газеты, видишь целые полосы, посвященные разбору и описанию фильмов. Причем в каждом издании есть свой конкурс среди читателей, которые по Интернету голосуют за понравившуюся картину, — отмечает Светлана Савчик. — Например, благодаря простым зрителям замечательный казахский фильм «Уроки гармонии» молодого режиссера Эмира Байгазина получил приз от крупной немецкой газеты Berliner Morgenpost. При том, что ленте (а точнее ее оператору Азизу Жамбакиеву) досталась престижная награда жюри — «Серебряный медведь» за выдающиеся достижения в области киноискусства.

С юмором организаторы фестиваля подошли к составлению карточек для зрительского голосования. Публика выставляла отсмотренной картине одну из шести оценок, просто поставив галочку в нужном квадрате. Самая низкая оценка — квадратик крас­ного цвета и подпись под ним Forget It, что можно вольно интерпретировать как «Забудь этот фильм поскорее». Самая высокая — зеленая надпись Excellent, или «Превосходно».

Премьера 20 лет спустя

Для многих журналистов и гостей фестиваля крупным и поистине долгожданным событием стала премьера фильма «Дурная кровь». Он рассказывает о голливудских звез­дах супругах Баффи и Гарри, которые, решив провести уик-энд в Лас-Вегасе и отправившись туда на своем шикарном лимузине Bentley, попадают в аварию в пустыне в штате Юта и находят пристанище в доме вдовца-отшельника.

Картина снималась в 1993 году, однако работа над ней не была закончена, поскольку на съемках от передозировки наркотиков скончался 23-летний актер Ривер Феникс (старший брат голливудской звезды Хоакина Феникса. — Прим. авт.), игравший главную роль. Все это время «Дурная кровь» лежала в сейфе одной страховой компании и была бы уничтожена, если бы режиссер Джордж Слейзер не решился все же довести свой фильм до ума. Немаловажна личность актера — к 23 годам Ривер Фе­никс имел номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус», а также получил приз за «Лучшую мужскую роль» (фильм «Мой личный штат Айдахо») на Венецианском кинофестивале. Поэтому всем было очень интересно, как в итоге режиссер «Дурной крови» закончит ленту.

— Это была настоящая магия кино! — восхищается Светлана Георгиевна. — Когда в зале на премьере фильма сидит партнер Ривера по картине, уже седой 65-летний актер Джонатан Прайс, и видит себя на экране, где он куда моложе. Тогда еще не было ни мощных компьютерных спецэффектов, ни цифрового кино — всего того, за чем сегодня можно спрятать отсутствие хорошего сценария, актерской игры или режиссерской мысли. Смотришь такие фильмы и понимаешь, как же много уходит из кинематографа вместе с талантливыми личностями.

Кино любви и надежды

Еще одним заметным событием фестиваля стал показ фильма «Глория» малоизвестного чилийского режиссера Себастьяна Лелио.

— Этой изумительной картиной он поразил всех, — говорит Светлана Савчик. — Если ленты прошлогоднего фестиваля обвиняли в излишнем пессимизме, то на 63-м Берлинале был сделан упор на трудные фильмы, поднимающие важные социальные и общечеловеческие проблемы. Однако в их основе, как правило, не безысходность, а надежда. «Глория» — тому яркий пример. Фильм рассказывает о судьбе 58-летней женщины (по итогам фестиваля Паулина Гарсия названа лучшей актрисой. — Прим. авт.), которая пытается вести насыщенную жизнь с посещением вечеринок и мальчишников. Лента заряжает оптимизмом и энергией. Надо было видеть глаза немолодых зрительниц после просмотра картины. Они просто светились от восторга. Чилийская лента — красноречивое доказательство того, что сегодня не нужно много денег, чтобы снимать хорошее кино. Нужны просто светлые головы и идеи, с помощью которых можно выразить важные общечеловеческие темы.

Награду «Золотой медведь» и Приз ФИПРЕССИ получила драма «Поза эмбриона», режиссер Калина Питера Нецера (Румыния).

Гран-при жюри достался ленте «Эпизод из жизни сборщика железа», режиссер Данис Танович (Босния и Герцеговина).

Всего в конкурсной программе Берлинале приняли участие 19 кинокартин. Председателем жюри был гонконгский режиссер Вонг Кар Вай.

Гостями Берлинского кинофестиваля стали Хью Джекман, Аманда Сейфрид, Энн Хэтэуэй, Николас Кейдж, Джуд Лоу, Мэтт Дэймон, Джереми Айронс, Эмма Стоун, Катрин Денев, Жюльет Бинош, Изабель Юппер.