Школа в лицах

Пролили свет на истину

Чтобы научиться экономить, не нужно изобретать велосипед. Достаточно объявить бой текущим кранам и невыключенным лампочкам 

На городском этапе рес­публиканского конкурса школьных проектов «Энергомарафон» 11-я гимназия Первомайского района заняла первое место в номинации «Лучшее учреждение образования по созданию системы работы в области энерго- и ресурсосбережения». Экономить здесь учат и учатся уже не первый год. А помогают в этом законы физики.

 

Директор гимназии Ольга Бойко:

— С 2008 года гимназия финансово самостоятельна, то есть автономно формирует бюджет и распределяет материальные средства. Поэтому не случайно в учреждении реализуется программа по снижению расходов топливно-энергетических ресурсов. Мы соблюдаем режим включения-выключения света на уроках и переменках, объявляем бой текущим, плохо закрытым кранам, своевременно устраняем и предупреждаем аварийные ситуации. В таком укладе жизни участвуют гимназисты, учителя, технический и обслуживающий персонал. Каждый в нашем учреждении понимает: всё, что потратили, потеряли безвозвратно, а сэкономили — остались в выигрыше. Поэтому в наших же собственных интересах быть бережливыми.

Почти 20 лет в гимназии действует народный музей «Освобождение Беларуси». Сегодня его возглавляет учитель истории Денис Куратев. Здесь регулярно проводятся выставки, посвященные событиям Великой Отечественной войны.

Лидировать в городском «Энергомарафоне» нам случается не впервой. В 2008-м руководитель кружка по бережливости Галина Булгак заняла 2-е место в номинации «Лучший педагог по организации работы по воспитанию культуры энергосбережения у учащихся». В награду за это призовое место городская администрация включила гимназию в программу по энергосбережению на 2010-й год на разработку проектной документации и установку энергосберегающих светильников.

В числе известных выпускников гимназии международный гроссмейстер по шахматам Борис Гельфанд, помощник Митрополита Минского и Слуцкого Филарета Святослав Рогальский, артистка Национального академического театра имени Я. Купалы Светлана Зеленковская, певица Елена Гришанова, телеведущие Денис Курьян и Дмитрий Шепелев.

 Учитель физики Елена Масюкова: 

— Воспитание бережливости в школе начинается с малого. В каждом классе разрабатывают плакаты и листовки, напоминающие правила сбережения энергии, утилизации отходов, экономного использования воды. Эти памятки вывешивают в кабинетах — пройти мимо и не заметить невозможно. Со старшеклассниками решаем практические задачи, например рассчитываем потребление электроэнергии или пользу от экономного использования воды. Ученики задумываются, что выгоднее — больше платить или меньше использовать. К тому же это позволяет вырабатывать у подростков навыки бережливости в быту. Очень важно, что классные руководители работают не только с детьми, но и с родителями, например проводят круглые столы с их участием.

На моем факультативе по энергосбережению занимаются учащиеся 8-10-х классов. Недавно ребята создали настольную лампу, которая светит, как сот­ка, но позволяет потреблять в два раза меньше энергии. Они самостоятельно составили схему и собрали оборудование. Тут не только знание физики нужно, но и умение работать с паяльником!

Международная программа ШПИРЭ инициирована Норвежским обществом охраны природы в 1996 году. Она направлена на привлечение внимания детей и подростков в возрасте 10-15 лет к проблеме энергосбережения. Ее цели — не только обучение, но и разработка конкретных личных действий каждого подростка.

Шестиклассники строят диаграммы по экономии электроэнергии и ресурсов в течение недели. Для этого им необходимо каждый день снимать показания домашних счетчиков и находить способы сэкономить: вовремя выключить лампочку или туго закрутить кран. Дети в течение суток рассчитывают энергопотребление обыкновенной и энергосберегающей ламп накаливания и, видя разницу, устраивают ликбез своим родителям.

Наша гимназия — участник международной программы ШПИРЭ (Школьный проект по использованию ресурсов и энергии). В одном из ее конкурсов мы представили проект по утеплению помещений. Задумка заключалась в том, чтобы закрепить стекла в окнах силиконовым клеем. Идею опробовали прямо в стенах гимназии. В итоге удалось значительно уменьшить подачу тепла. Вот вам и экономия!

 Заместитель директора по воспитательной работе Ксения Яцкевич:

— Проект, который наша гимназия представляла на «Энергомарафоне», называется «Ученье — свет, или Новое прочтение старой истины». Его авторство принадлежит коллективу педагогов и, конечно, главному вдохновителю — директору гимназии. Проект примечателен тем, что подразумевает использование различных форм работы с детьми: агитбригад, викторин и КВНов, конкурсов рисунков, плакатов, сочинений.

В гимназии действует дебатный клуб, где дети обсуждают в том числе и проблемы энергосбережения и экологии. Одна из встреч клуба была посвящена строительству атомной электростанции в Беларуси.

Приятно, что родители также не остаются в стороне и вместе с детьми принимают участие в различных внеклассных мероприятиях, активно помогают собирать макулатуру.

Ксения Яцкевич выбрала учительскую стезю не случайно. Ее семья — пример педагогической династии в нескольких поколениях. 

Учитель труда Алексей Кравченко: 

— С нынешнего учебного года веду для мальчишек кружок «Азбука бережливости». Программу курса позаимствовал у российских коллег. Группа небольшая — всего 8 человек, зато ребята заинтересованные и в мастерскую приходят с энтузиазмом.

На занятиях, которые проводятся раз в неделю, шести- и семиклассники изучают различные источники энергии, энергосберегающие технологии в быту и на производстве, а также некоторые вопросы, связанные с экологией: например, как возникают парниковый эффект и озоновые дыры или как уменьшить количество выбросов в атмосферу.

С помощью компьютера ребята моделируют эффективность применения в энергетике нового оборудования. На примере обычных демонстрационных приборов из кабинета физики учатся понимать принцип устройства и действия нетрадиционных источников энергии, например ветряной мельницы. Самостоятельно готовят рефераты и доклады. Все это помогает воспитывать у детей социальную ответственность и привычку экономно расходовать ресурсы.