Мы вместе

Своя Эребуни

Эребуни — старинный форт в Ереване. Некоторые армяне нашли свою крепость в белорусской столице

Георгий Егиазарян родился и вырос в Ереване. Но большая часть его жизни связана с Минском.

— Уже более тридцати лет живу в Беларуси, — рассказывает Георгий Анушаванович. — Здесь моя семья, друзья, работа… Мой мир.

После школы поступил в Киевский институт инженеров граж­данской авиа­ции. Студентом много путешествовал.

— Еще в Ереване подрабатывал внештатным экскурсоводом, — продолжает собеседник. — По­этому у меня были друзья по всему Союзу. Среди них — ребята из сборной Беларуси по прыжкам в воду. Они пригласили в Минск. Здесь я встретил Викторию.

В 1979 году Георгий и Вика сыграли свадьбу. Перед молодоженами встала проблема: в какой рес­публике жить? Выбор сделали в пользу Синеокой.

— Перевелся из армянского управления гражданской авиации в белорусское, — говорит Егиазарян. — И по сей день работаю в этой сфере: возглавляю службу обеспечения производственной деятельности Национальной авиа­компании «Белавиа».

В семье Егиазарян, как и во многих международных семьях, соблюдаются национальные традиции обоих супругов. К примеру, с 31 декабря по 7 января по старинной армянской традиции здесь всегда накрыт стол. Соглас­но поверью, в это время приходит добрая фея и приносит гостеприимным хозяевам достаток и удачу. Кроме того, в семье отмечают два женских праздника. Первый, традиционный, 8 Марта. Второй, армянский, 7 апреля — День материнства и красоты.

— Воспитанию детей армянки уделяют много внимания, — говорит Георгий Анушаванович. — Оно основывается на уважении к старшим, к традициям. И сама семья, и семейные ценности у нас отличаются большим консерватизмом.

Об Армении в доме напоминают бесчисленные сувениры. Самые дорогие для главы семьи — камень с горы Арарат, старые учебники, фотографии. На пожелтевших карточках — отец Анушаван, мама Александра, братья и сестры (Георгий Анушаванович — младший из восьми детей в семье). Шутит, что, когда приезжает на историческую родину, родню за месяц обойти не может: приумножилась во много раз.

Без малого двадцать лет Георгий Егиазарян возглавляет общественное объединение «Минское городское культурно-просветительское общество «Айастан». Он председатель консультативного межэтнического совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей. За укреп­ление дружбы между народами награжден медалью Франциска Скорины.

— Это не только моя награда, но и всех тех людей, которые вносят свой вклад в сохранение мира и понимания на белорусской земле, — говорит Георгий Анушаванович. — Ведь люди разных национальностей нашли здесь свой второй дом.

Рузанна Аванесян в 1988-м по целевому набору студентов перевелась с философского факультета Ереванского университета в БГУ.

— Об армянской диаспоре в Минске мне рассказал известный художник Левон Дарбинян, — вспоминает Рузанна. — Пригласил на встречу. Однажды заглянула на одно из мероприятий в общине и в дверях столкнулась с молодым человеком. Увидев, что иду в зал, он развернулся и устремился за мной. С тех пор так и идем в одном направлении.

Роберт, так звали незнакомца, стал самым близким в ее жизни человеком.

— В 1993-м мы расписались, — продолжает собеседница. — Это была скромная студенческая свадьба. Близкие родственники не смогли приехать. В те годы Армения находилась в состоянии войны и блокады, не до пышных торжеств было.

Читайте также:  Дольче видно

Рузанна училась в аспирантуре, Роберт, по профессии инженер-строитель, работал. Вскоре у счастливой четы родилась дочь Рипсимэ, а затем и сын Ваагн.

— Девочку назвали в честь святой Рипсимэ — одной из тех дев, которые принесли христианство в Армению, — рассказывает Рузанна. — Ваагном же звали древнего бога огня. Так что у наших детей символические имена.

Рипсимэ — студентка второго курса гимназии-колледжа искусств имени И.О. Ахремчика. Она скульптор, подает большие надежды. Ваагн — десятикласс­ник. Кстати, дети семьи Геворкян (это фамилия супруга)  учились в белорусской гимназии. Язык Коласа и Купалы знают в совершенстве. Впрочем, как и армянский.

— Мы уважаем культуру этой страны и сохраняем свою собственную, — говорит собеседница. — К примеру, совсем недавно, 13 февраля, отмечали старинный национальный праздник Трнде­з — торжество огня, который согревает землю и оберегает влюбленных.

Армянские традиции Рузанна, ведущий специалист отдела международных связей Белорусской государственной академии музыки, соблюдает не только в семье. Уже пятнадцать лет она руководит известным танцевальным ансамб­лем «Эребуни». Этот коллектив награжден дипломом ЮНЕСКО за особый вклад в развитие межкультурного диалога и высокий профессионализм в представлении национальных традиций. Ансамбль — визитная карточка армянской общины.

Айастан – значит Армения

В Беларуси живут около 8,5 тысячи армян. Почти половина из них — в Минске

Многие поселились здесь вскоре после Великой Отечественной войны. Другие оставались в Белоруссии, отслужив срочную воинскую службу, или были направлены по распределению.

Массово покинуть родные дома армян заставило страшное землетрясение в Спитаке 7 декабря 1988 года. А затем — война в Нагорном Карабахе.

— В стране было очень тяжелое положение, — рассказывает председатель культурно-просветительского общества «Айастан» Георгий Егиазарян. — По неофициальной статистике, в 1990-е годы из Армении эмигрировали около миллиона человек.

Общество «Айастан» (название переводится как «Армения». — Прим. авт.) возникло в 1990 году. Земляки, в первую очередь творческая интеллигенция, — Левон Дарбинян, Мамикон Киракозов, Левон Егоян, Юрий Аракелян, — объединились, чтобы помочь пострадавшим от землетрясения. Через год на Военном кладбище у церкви Александра Нев­ского в память о жертвах катастрофы установили хачкар — камень с изображением креста. Каждый год по случаю печальных дат в истории армянского народа здесь собираются сотни соотечественников.

На протяжении многих лет в Минске работает воскресная школа, в библиотеке имени Я. Купалы создана небольшая экспозиция армянской книги. Проводятся выставки, культурно-просветительские мероприятия, благотворительные акции, издается интернет-газета «Миасин». Участники диаспоры представляют культуру Армении на фестивалях национальных культур — знакомят белорусов с кухней, фольклором, обычаями, народными промыслами.

 

Хлеб из зелени (карабахский рецепт) от Рузанны Аванесян

Муку смешать с водой, приготовить тесто. Разделить на небольшие кусочки, раскатать. В качестве фарша положить рубленую зелень (в идеале используют 17 видов трав, но подойдет все, что найдете): петрушку, укроп, кинзу, мяту. Лепешки слепить в форме чебурека, обжарить с двух сторон на сковороде или противне без масла. Готовый хлеб смазать оливковым маслом.