Школа в лицах

Пахать и сеять

Учителя 123-й школы воспитывают учащихся на примерах православных святых. И сетуют на недостаток часов по русской литературе.

Вот уже несколько лет обязанности по воспитанию детей в 123-й школе делят учителя и служители церкви. И хотя учащиеся здесь так же, как и в любой другой школе, бегают по коридорам, снося все на своем пути, им не чужды милосердие и великодушие.

Учитель русского языка и литературы Елена Колесникова:

— Невозможно понимать творчество Гоголя или Достоевского, не зная элементарных библейских мотивов. Поэтому духовно-нравственный аспект едва ли не определяющий при изучении литературы и подготовке к научно-практическим конференциям. Творчество литераторов, особенно ХIХ века, мы проходим в контексте их отношения к православию и религии вообще. Начали с того, что заинтересовались происхождением слова «икона» и использованием его в произведениях русских поэтов. Со своими маленькими открытиями школьники выступили на научно-практической конференции и достигли неплохих результатов. А в нынешнем году ребята подробно исследовали творчество Иосифа Бродского и обнаружили в нем много библейских сюжетов. Попытались разобраться: это дань моде или свидетельство веры автора?

В приобщении детей к чтению большую роль могут сыграть родители. Ведь у каждого из взрос­лых есть любимая книга. Так почему бы не посоветовать ее ребенку?

Очень жаль, что сегодня в школах при выставлении итоговой отметки за четверть оценка по сочинению носит рекомендательный характер. Поэтому у учащихся нет стимула читать произведения в полном объеме — проще воспользоваться укороченной интернет-версией. В 7-м классе ребята еще пишут сочинения сами и читают взахлеб. Очень любят, например, «Маленького принца» и «Алые паруса». А класса с 9-го уже вовсю прибегают к помощи Всемирной паутины и если не списывают от и до, то уж точно прочитывают различные сборники сочинений.

Учитель русского языка и литературы Наталья Кобзева:

— Очень жаль, но сегодня по программе у школьников всего один час русской литературы в неделю, раньше было три. Только и успеваешь, что по верхам пройтись! В современной школе в приоритете математика и иностранные языки. Учителя-филологи справляются, как умеют: кто-то смотрит с детьми фильмы по классическим произведениям, что, на мой взгляд, снижает уровень преподавания. Вся классическая литература зиждется на духовно-нравственных понятиях — чести, совести, гражданского долга, любви к Родине. А как привить школьникам эти качества, если они хватаются за сборники с кратким содержанием и довольствуются шестеркой за ответ?

Руководитель кружка «Чистые истоки» Василиса Поленкова:

— В кружке занимаются учащиеся 1-5-х классов. Постигая основы православной культуры, детки с ранних лет усваивают библейские принципы жизни. И это тем более важно, поскольку сегодня мир диктует свои правила. Слушая истории жизни различных святых, мальчики и девочки сами учатся быть отзывчивыми и проявлять великодушие по отношению к ближним. Вместе с детьми ходим в храм, изучаем Закон Божий, занимаемся разными видами декоративно-прикладного творчества: пластинографией, росписью по стеклу, вытинанкой.

Учитель начальной школы Раиса Шатерник:

— Духовно-нравственное воспитание в моем классе начинается не с детей, а с их родителей. Ведь у нынешних взрослых духовность выхолощена советской школой. Поэтому посещение семей на дому у нас обычное дело. Нередко к родительскому собранию в школе мне сложнее подготовиться, чем к урокам. Зато в акции «Милосердие» у нас участвуют все дети, их мамы и папы не остаются безразличными и всегда протягивают руку помощи.

Раиса Шатерник работает в 123-й школе практически со дня основания учебного заведения — больше 25 лет.
Учитель воспитывает своих подопечных постоянно, едва те переступают порог школы, и не после уроков во время воспитательного часа, а ежеминутно. Вот, например, однажды стала замечать, что ученица ругается нецензурными словами. В беседе выяснилось, что девочка переняла дурную привычку от взрослых членов семьи. Чтобы хоть как-то достучаться до родителей, я отыскала притчу на схожую тему и зачитала на родительском собрании.

Учащаяся 4-го класса Катя Назаренко:

— Очень люблю в свободное время рисовать, поэтому каждую неделю хожу на занятия в художественную студию. Свои картины часто дарю родным и друзьям, особенно на различные праздники.

Учитель начальной школы Ирина Скуратович:

— На своих уроках всегда стараюсь брать за основу понятие «любовь». Если разбираем с ребятами пословицы и поговорки, использую те, которые включают это слово: так дети размышляют и анализируют, что это такое. Особенно благодатная почва — это, конечно, уроки языка и литературы, а также предмет «Человек и мир».

Такие качества, как доброта и великодушие, прививаются детям на мелочах: осталась булочка после обеда — не выбрасывают, а покрошат птичкам во дворе. Изготовили поделку — несут подарить библиотекарю или любимому учителю. У нас нет детей, которые курили бы или убегали из дома. Есть, конечно, неблагополучные семьи, однако при правильном подходе достучаться можно до каждого. Например, нередко родители высказывают сомнения по поводу того, нужно ли их детям религиозное воспитание. В ответ предлагаю им поприсутствовать на уроках. Взрослые переучиваются через детей, когда те приносят им духовные книжки и ведут их за руку в храм.

На родительских собраниях часто напоминаю: о семенах разумного, доброго, вечного нужно заботиться. Не просто бросить в красивый горшок и забыть, но рыхлить почву, поливать, укрывать от непогоды.

С 2004 года школа заключила договор о взаимодействии с храмом в честь апостола Андрея Первозванного по реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской православной церковью.