Образование

Потерянные в сети

В виртуальной зависимости детей специалисты винят родительниц, коих даже прозвали по-особенному — кибермамы

Еще с десяток лет назад самыми умными гаджетами в руках ребенка были электронные игрушки вроде тетриса и джойстик от игровой приставки. Сегодня едва ли встретишь школьника без мобильного телефона и собственной странички в социальных сетях. Учителя и педагоги всерьез обеспокоены: учащихся приходится заставлять прятать телефоны в портфели, а у малышей и вовсе забирать современные устройства связи на все время уроков.

Педагог-психолог средней школы № 209 Людмила Былина провела внутришкольное исследование по изучению зависимости детей от компьютера и Интернета. Анкеты с вопросами вроде «Сколько времени ты проводишь за компьютером?» или «Что ты делаешь, когда ты в Интернете?» заполнили все учащиеся 5-10-хклассов. Результаты оказались неутешительными. Так, например, опросники позволили установить, что восьмиклассники проводят за компьютером от 3 до 12 часов в день. Пятиклашки тратят на электронное устройство от 30 минут до 2 часов в день. Однако, по замечанию психолога, эти цифры весьма условны: ощущение времени за игрой стирается, и ребенку может показаться, что он провел за компьютером полчаса, хотя на самом деле просидел несколько часов кряду.

Моббинг — форма психологического насилия в виде травли, часто встречается в учебных заведениях. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые не так, как принято в их среде, одеваются либо слишком хорошо учатся.

— Сегодня психологи и психотерапевты задаются вопросом: что такое компьютер для современных детей — зависимость или способ существования? Зайдите на страничку в социальной сети к любому школьнику, и вы обнаружите, что он онлайн практически на протяжении целого дня. Ребенок просто не покидает сайт, хотя и необязательно просматривает его содержимое, — говорит Людмила Владимировна.

Рассуждая о причинах, по которым школьники зависают в Сети, Людмила Былина склонна винить в этом родителей.

— Чадо прячется в виртуальной среде, когда в семье и между близкими отсутствуют теплые, доверительные отношения, — считает педагог. — Зависимый от компьютера школьник, как правило, не имеет ярко выраженных интересов, не занимается в кружках и спортивных секциях. Игры и Интернет для него — возможность самовыражения, способ почувствовать себя первым или победителем, не прилагая к тому серьезных усилий, только щелкая мышкой и получая всяческие бонусы. Вдобавок сказывается элементарное неумение общаться и налаживать желательные контакты с ровесниками, отсутствие друзей.

Признаки, которые должны насторожить родителей

— Когда взрослые просят ребенка отвлечься от игры на компьютере, он демонстрирует острый эмоциональный протест и раздражается, переходит к шантажу и угрозам.

— Как только сын или дочь возвращается домой из школы, то сразу направляется к компьютеру.

— Ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере, постоянно просит деньги для приобретения новых игр, забывает о домашних делах и приготовлении уроков, находится в раздраженном, агрессивном состоянии и не знает, чем заняться, если сломался компьютер.

— Игры сопровождаются ощущением эмоционального подъема.

— У ребенка сбивается режим дня, питания и сна.

Людмила Владимировна рассказывает, что сегодня среди психологов в ходу новый термин — «кибермама». Так принято называть женщин, которые всю беременность проводят у компьютера либо ноутбука, да и после рождения малыша не перестают зависать в Интернете, пытаясь компенсировать таким образом недостаток общения с коллегами и подругами. В итоге самые любимые игрушки у подрастающего ребенка — мышка и клавиатура. А мобильный телефон ему милее, чем детский конструктор.

Чтобы переломить ситуацию в семье, требуются в первую очередь усилия самих взрослых. Но не каждый готов перекраивать себя и свои привычки: проще оставить ребенка наедине с компьютером, чем в собственной занятой жизни улучить минутку на общение с чадом — например, сходить вместе в театр или съездить за город.

По свидетельству психолога, эта тема всерьез заботит уже и самих отцов и матерей. Всякий раз, когда они приходят в школу на родительские собрания, активно интересуются вопросами воспитания у детей культуры пользования компьютером и Интернетом. Да и коллеги часто обращаются к этой проблеме на городском собрании психологов.

Людмила Былина рассказывает, что только за первое полугодие текущего учебного года в школе было выявлено три случая неправильного поведения в виртуальном мире. Так, один подросток решил проучить своего обидчика, а в качестве наказания взломал у мальчишки страничку в социальной сети и украл бонусы, которые покупаются за вполне реальные деньги. Выявить нарушение помогли родители, которые, обнаружив неладное, обратились за помощью в школу. Кроме того, моббинг, распространенный в подростковой среде, теперь приобретает новую форму: дети создают в социальных сетях группы, где забавляются над жертвами — объектами насмешек.

Как побороть или предупредить компьютерный недуг

— Учите вашего малыша ставить хотя бы самые маленькие цели и добиваться их. Развивайте его воображение, прививайте разносторонние интересы и увлечения.

— Всегда нужно оговаривать время игры на компьютере и точно придерживаться этих рамок.

— Если ребенок не прекращает работу за компьютером после неоднократных просьб с вашей стороны, то не следует торговаться с ним. Нужно четко заявить о своей позиции и объяс­нить ее.

— Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

— Необходимо следить, чтобы Интернет не подменял реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

— Следует обсуждать выбор игр вместе с ребенком, отдавать предпочтение развивающим играм.

Впрочем, есть и обратная сторона медали. Компьютер незаменим для современной школы как средство обучения и источник информации. Вот только черпать из Интернета полезное ребята учатся с годами. Хотя, по мнению психолога, сегодняшние учащиеся умеют быстро работать с большими объемами информации, у них значительно улучшается техника чтения и повышается общая грамотность.

Мнение

Клирик храма святого апостола Андрея Первозваннного священник Владимир Шейдак:

— Ни компьютер, ни какие-либо другие технические достижения цивилизации сами по себе не могут быть хорошими или плохими. Они лишь расширяют возможности пользователя. А вот как человек применяет средства коммуникации, зависит от того, чему он вообще служит и посвящает себя.

К сожалению, сейчас родители много времени уделяют общественной жизни, забывая об обязанностях по воспитанию детей. Основа любого общества — крепкая, причем многодетная семья. И люди должны воспитывать своих чад самостоятельно, а не перепоручать их кому-то. Чтобы растить детей в нравственной чистоте, родителям нужно самим быть чистыми и воспитывать их на своем примере. Если отец и мать будут прихожанами церкви, живущими духовной жизнью, то они и ребенка смогут этому научить. А если взрослые абсолютно безразличны к духовной жизни и к заповедям Господним, как они могут воспитать в ребенке любовь к праведности?

В школе мне приходится беседовать с родителями, и они нередко жалуются, что чадо, после того как поиграет в компьютерные игры, становится

озлобленным, агрессивным, непослушным. Подростки и вовсе просиживают за электронным устройством ночи напролет, а потом не могут вернуться к учебе. А там начинаются прогулы, утрачиваются жизненные ориентиры. Долгое пребывание в виртуальном мире повреждает психику ребенка. И об этом говорят не только священнослужители, но педагоги, психологи, врачи.