Деловой завтрак

По заводскому гудку

Вклад Партизанского района в экономику Минска немалый — 25 процентов производимого в столице валового регионального продукта. Как добивается этого не самая густонаселенная часть города, рассказывает глава районной администрации Александр Крепак

— Действительно, по состоянию на 1 января в нашем районе проживали менее 100 тысяч человек. Но, если посмотреть на карту, становится ясно, что большая часть его территории занята промышленными предприятиями.

Тут нет больших спальных кварталов. Тракторный, моторный заводы — это, по сути, промышленные зоны, где сегодня трудится значительная часть экономичес­ки активного населения столицы. Ежедневно сюда приезжает работать огромное количество людей. Так что говорить о том, что в Партизанском районе мало населения, будет, пожалуй, неверно, ведь на работе мы проводим значительную часть жизни. У нас производится 25 процентов валового регионального продукта города. На долю Партизанского приходится и около трети экспортных поставок столицы.

— В какие страны поставляют произведенные на предприятиях района товары? Насколько сложно им завоевывать внешний рынок?

— Сегодня наши предприятия активнее всего сотрудничают с Российской Федерацией, Украиной, Пакистаном, Венесуэлой. Всего же почти с 80 странами, и этот список постоянно расширяется. В товарах, что производят у нас, в частности в сельхозтехнике, заинтересованы и Индонезия, которую недавно посетил Глава государства, и Вьетнам, и Мьянма. Должен отметить, что продукция того же МТЗ конкурентоспособна за рубежом как по цене, так и по техническим характеристикам.

Что касается сложностей при освоении внешних рынков, то сегодня большое внимание уделяется логистической системе, ведь стоимость доставки — до 30-40 процентов в цене продукции. А чем дешевле будет товар, тем привлекательнее он окажется для зарубежного покупателя.

Еще один немаловажный момент — способность удержаться, нарастить объемы поставок, выйти на расположенные рядом территории. Сложнее всего не выйти на внешний рынок, а заработать там положительный имидж и, следовательно, столь необходимые валютные ресурсы. Сегодня это стратегическая задача.

— Какие предприятия наи­более успешно работают на экспорт?

— В первую очередь это, конечно, Минский тракторный и Минский моторный заводы, продающие за рубеж около половины выпускаемой продукции. Перед МТЗ мы поставили задачу отправлять на внешний рынок не менее 70 процентов выпускаемой продукции.

— Вы говорите о машиностроительной отрасли. А поставляют ли за рубеж свою продукцию представители пищевой промышленности, которых в Партизанском районе тоже немало?

— С ними ситуация складывается по-разному. К примеру, завод игристых вин больше работает на внутренний рынок. На экспорт они отправляют мизер — всего 2-3 процента производимой продукции. И это при том, что проведенное в 2007-2010 годах переоснащение предприятия, закупаемое высококачественное сырье позволяют виноделам выпускать продукцию мирового уровня. Но оголять внут­ренний рынок в пользу других поставщиков нельзя: стоит это сделать, как со своей продукцией придут Россия, Италия, Франция… Если мощности предприятия позволяют загружать внутренний рынок и в этой продукции есть потребность, значит, надо работать на себя — это своего рода программа импортозамещения, а за рубеж отправлять только переизбыток.

Несколько иная ситуация у «Слодыча». Пищевикам всегда сложнее поставлять продукцию на внешний рынок. Если трактор не имеет сроков годности и долгое время сохраняет свои потребительские качества, то срок хранения, скажем, печенья ограничен. Кроме того, высококачественные натуральные ингредиенты, входящие в состав продуктов питания, увеличивают их цену. А потребитель голосует кошельком, и доказать зарубежному покупателю, что твоя продукция лучше, безопаснее и качественнее, довольно сложно. Здесь нужна агрессивная маркетинговая политика по продвижению продукции. Поэтому перед «Слодычем» стоит задача не только продвижения на внешний, но и уверенное завоевание внутреннего рынка.

— Будущее района связано исключительно с промышленностью? Или больше внимания будет отдано, к примеру, жилищному строительству?

— Поскольку изначально Партизанский район был скомпонован из промышленных зон, его развитие предполагает поддержание экономического потенциала столицы. Жилищное строительство будет вестись на присоединенных территориях, например в жилом районе Зеленый Бор. К тому же понятно, что там, где размещены производственные площади, строить жилые дома, детские сады и больницы никто не будет — эту территорию можно и нужно использовать только под промышленные цели.

Жилищное строительство в Партизанском районе будет вестись на присоединенных территориях, например в жилом районе Зеленый Бор.