Школа в лицах

Электронику и не снилось

Учащимся 146-й гимназии по плечу сконструировать и собрать как сварочный аппарат, так и веломобиль

Думаете, технарям неведомо, что такое творчество? И очень заблуждаетесь! Гимназисты из 146-й без труда убедят вас в том, что творить можно не только кисточкой, но и паяль­ником. А самое главное — поис­ки и начинания ребят здесь всегда находят поддерж­ку и одобрение со стороны талантливых и небезразличных учителей. Сегодня в гимназии 748 учащихся и 76 педагогов.

Учитель физики, трудового обучения и черчения, руководитель кружка «Мастер» Сергей Павловский: 

— Кружку «Мастер» уже пять лет, и многие из тех ребят, которые когда-то занимались в нем, стали студентами технических вузов. На занятия приходят около двух десятков мальчишек разного возраста — от пятиклассника до выпускника.

Первым аппаратом, созданным руками ребят, стала действующая модель паровой электростанции. Она была отмечена первым местом на районном конкурсе технического творчества. Затем последовали не имеющий аналогов универсальный токарно-сверлильный микроминиатюрный станок для изготовления малых деталей и станок для обработки пенопласта. Оба эти аппарата нашли применение в наших школьных мастерских. Чуть позже мальчишки соорудили индикатор теплового излучения, предназначенный для демонстрации физических явлений на уроках. Из этого же разряда и прибор для исследования электропроводимости стекла, созданный восьмиклассником Владиславом Каролем. В нынешнем учебном году аппарат был отмечен дипломом I степени на конкурсе «Творчество юных — Рес­публике Беларусь».

Такой же награды удостоилось и наше последнее достижение — дуэт веломобилей. Придумали его совершенно случайно: один из ребят — Максим Михеев — притащил в мастерские старый поломанный велосипед и попросил помочь его отремонтировать. В итоге как-то сама собой возникла идея кардинально его переделать. Повесили в школе объявление с просьбой сдавать нам всякие ненужные технические детали. Так буквально из рухляди и хлама собрали наш первый веломобиль — точнее, его прогулочную версию. Лиха беда начало! После первого последовал еще один велосипед — с совершенно другой конструкцией, позволяющей развивать высокую скорость за счет нестандартного расположения педалей и откидной спинки у сиденья.

Могли бы и мотором оснастить веломобили, однако скромные средства мастерской пока не позволяют осуществить столь грандиозные планы…

 

Учитель физики Светлана Аладова:

— Так получилось, что в прошлом году из 132-й школы, в которой проработала 27 лет, я вышла на пенсию. Месяц посидела дома и поняла: не могу без занятий и учеников! Вернулась преподавать, только уже в 146-ю гимназию. Узнав о международном конкурсе проектов по энерго­сбережению ШПИРЭ (Школьный проект использования ресурсов и энергии), решила приобщить к нему ребят. Думала, нелепость какая-то выйдет. Однако, запустив пробный шар и увидев широкий отклик гимназистов, убедилась: им нравится нестандартно подходить к решению обычных, казалось бы, уже порядком набивших оскомину проб­лем энергосбережения. Позднее они стали разрабатывать темы по физике: прочитают материал наперед и подготовят презентацию. Такой творческий подход всегда оцениваю в 10 баллов!

Учитель истории и обществоведения, руководитель научного общества учащихся «Интеллект» Нина Стельмах: 07,01,04

— Безусловно, дети очень загружены по обязательной учебной программе. Однако, по моим наблюдениям, те ребята, которые больше берут на себя, больше всего и успевают. А польза от участия в научно-исследовательской деятельности для учеников бесспорна! Они учатся работать с информацией и отбирать нужную, анализировать и делать выводы, а самое главное, не бояться авторитетного мнения. Уважая взгляды ученых с именем, ребята, тем не менее, привыкают отстаивать собственную точку зрения, вести диалог с оппонентом на равных. Кроме того, приобретают умение подтверждать свои теории на практике — посредством различных социальных опросов, анкетирования и экспериментов. Учатся культуре публичных выступлений. Все это навыки, которые пригодятся ребятам при учебе в вузе, например во время подготовки курсовых и дипломных проектов.

Что характерно, многие старшеклассники, выбирая направление и тему исследования, ориентируется на будущую профессию. Так, недавно у нас успешно защитилась 11-классница Ксения Лебедева. Тема ее работы — «Насилие в семье: частный вопрос или социальная проблема?» — связана с будущей специальностью. Ксения хочет поступать на юридический факультет БГУ.

Наши ученицы Анна Матысюк и Яна Сизько представят свой проект на 6-й Международной конференции «Великая Отечественная война в исторической судьбе белорусского народа», которая скоро пройдет в 174-й гимназии и соберет участников из Беларуси, России, Украины, Израиля, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии. Благодаря участию в таких конкурсах и конференциях ребята не только получают глубокие знания по исследуемым вопросам, но и воспитываются в духе граж­данской ответственности и патриотизма.

 

Заведующая столовой Людмила Матрашило:

— Работаю в школьной столовой уже 25 лет. За это время успела изучить вкусовые пристрас­тия ребят от и до! И знаю наверняка: дети съедят обед с удовольствием, если он будет приготовлен по-домашнему вкусно и аппетитно. А бесспорными фаворитами у наших учеников являются драники и всевозможные салаты.