Образование

Выставка продленного дня

Что дают современным детям и подросткам школьные музеи воинской славы? 

Сегодня музеи боевой славы, действующие при столичных учебных заведениях, не просто хранилища экспонатов военной поры. Здесь ребята учатся чтить память своих прадедов, получают первые уроки патриотизма. А еще ведут активную поисковую работу и занимаются научными исследованиями, которые вызывают горячий интерес даже за пределами нашей страны.

В минских школах и гимназиях действуют 42 исторических музея боевой славы, в том числе 14 посвящены партизанскому движению и подпольной борьбе в Беларуси. Один из них находится в начальной школе № 29, что в Ленинском районе. Он носит имя братьев Володи и Кости Сенько. И не случайно: эти юноши — бывшие ученики школы, в годы Великой Отечественной войны организовали работу подпольной группы в районе железнодорожной станции Минск-Южный.

— Музей был создан в 1988 году, а в 2004-м, в канун 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, торжественно открылся после реконструкции, — поясняет заместитель директора по воспитательной работе Руслан Шайкин. — Ученики, их родители и педагоги проделали большую поисковую работу: следопыты встречались с бывшими подпольщиками, записывали их воспоминания, собирали личные вещи участников тех драматических событий.

Сегодня дети приходят в музей на уроки мужества и слушают рассказы о своих ровесниках, которые жили совсем в другую, советскую эпоху. Помимо военных экспонатов — касок, остатков оружия, мундиров — в экспозициях представлена мирная пионерская атрибутика. Есть уголок с предметами сельского быта.

— О роли музея в воспитании патриотизма можно говорить много красивых слов, однако вот вам живой пример. У нас учится мальчишка, который совсем недавно состоял на учете в районной инспекции по делам несовершеннолетних. Однако, побывав несколько раз в музее, он так проникся темой Великой Отечественной войны и увлекся историей, что вскоре полностью исправился и его сняли с учета. Сегодня этот школьник сам без труда может провести экскурсию, — рассказывает Руслан Валентинович.

В столичных учреждениях образования действуют 42 исторических музея боевой славы. Из них 14 посвящены партизанскому движению и подпольной борьбе в Беларуси.

Один из старейших школьных музеев воинской славы находится в гимназии № 30, что в Советском районе. В следующем году ему исполнится ровно 50 лет! Музей носит то же имя, что и учебное заведение, — Героя Советского Союза Бориса Окрестина. Поэтому большая часть экспонатов связана с этим русским летчиком, погибшим под Минском, а его день рождения — 18 февраля — уже давно превратился в общешкольный праздник.

— При музее действует ученический совет. Сегодня в него входят 12 человек. В нынешнем году эти ребята оканчивают школу, а когда-то пришли ко мне семи­клашками. Начинали с того, что составляли фрагменты экскурсий, писали творческие работы о своих прадедах, — рассказывает руководитель музея, учитель географии Тамара Лоскутова.

Однажды гимназистам случилось поучаствовать в расследовании тайны последнего боя штурмовика ИЛ-2, на котором летал Окрестин. Когда Лепельский поисковый батальон принялся за раскопки на месте, где погиб летчик, гимназисты не остались в стороне. По фактам, в буквальном смысле откопанным, ребята написали научно-исследовательскую работу, которая была высоко оценена даже сотрудниками Национальной академии наук Беларуси.

Читайте также:  В гимназисты я пойду

— Многие ошибочно полагают, что самолет во дворе гимназии — тот самый, на котором летал Окрестин, — говорит Тамара Лоскутова. — Однако на самом деле за его штурвалом сидел бывший выпускник нашей школы и один из первых поисковцев музея Дмитрий Тендинтников.

Отдельная экспозиция музея посвящена художнику Леониду Шакинко.

— В войну он сам попросился на фронт, а потом всю жизнь запечатлевал в своих графических работах увиденные картины ужаса, боли и трагедий, — рассказывает его внук Алексей, который сегодня учится в гимназии.

Ветеранов Великой Отечественной, увы, становится все меньше, и потому тем ценнее связи, которые поддерживают с ними школьные музеи. У 30-й гимназии тоже есть «свой» ветеран Великой Отечественной — Анатолий Олейник, бывший в войну партизаном отряда имени Калинина. Учащиеся неоднократно встречались с ним, слушали и записывали воспоминания.

Музей боевой славы имени Героя Советского Союза Марата Казея, что в 28-й школе, также один из старейших в городе. Он создан 3 декабря 1967 года при участии Ариадны Казей — родной сестры Марата, работавшей некогда в этой школе учительницей белорусского языка и литературы. Она передала его личные вещи и активно помогала в оформлении экспозиции.

— Начинался музей с того, что экспонаты помещали прямо в кабинете директора — комнатке площадью 14 квадратных метров, — рассказывает руководитель музея, учитель истории На­дежда Рудак. — Повесили объявление с просьбой приносить все, что так или иначе было связано с именем Марата Казея: газетные статьи, книги… Очень многие ветераны откликнулись, и благодаря им сегодня музей располагает богатым документальным материалом.

Основной фонд насчитывает 363 экспоната, которые представлены в шести тематических экспозициях: «22 июня 1941. Оккупация Беларуси», «Партизанское движение», «Герой Советского Союза Марат Казей» и других. Надежда Рудак говорит, что экземпляры, хранящиеся у них в школе, достойны находиться в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, о чем, кстати, ей не раз намекали его сотрудники.

Сегодня в школьном музее ведутся активные поисковые работы, связанные с бывшей выпускницей Марией Брускиной, казненной фашистами. Ее имя увековечено на плите мемориала, посвященного борцам антифашистского подполья, что находится у проходной Минского дрожжевого завода.

В 159-й школе, что во Фрунзенском районе, действует музей партизанской бригады имени Героя Советского Союза А.Ф. Данукалова. Экспозиция — результат трехлетней поисковой работы учащихся и соратников Данукалова по партизанской бригаде, которой он командовал. Школьники собирали материалы, встречались и вели переписку с ветеранами, ездили в Витебскую область, где действовала бригада и похоронен герой.

В музее представлены подлинные документы, письма, фотографии, негативы пленок, книги, пояснительные тексты, предметы быта и личные вещи партизан, составные части боевого оружия… Основной фонд — более 100 музейных предметов, переданных ветеранами партизанской бригады Алексея в ходе поисковой работы. Среди экспонатов — винтовочный штык, ручная граната «лимонка», ствол винтовки, карабин, компас, партизанские лапти, трофейная ложка и вилка, часы, грамоты и медали ветеранов.

— Наши дети растут в мирное время и не знают лишений войны. А благодаря музею учатся понимать, какой ценой завоевана победа в Великой Отечественной войне, — считает руководитель музея, учитель истории Валентина Жук.