Столичный провинциал

Из тьмы веков

Все перемешалось в наше время. Древние языческие традиции восточных славян стали частью христианских обычаев белорусов и выходным днем в официальном календаре

Начну с утверждения, что усопшим предкам не нужны наши шумные посиделки и застолья, им нужна наша память. Честно говоря, эта память необходима прежде всего нам и нашим детям. Именно поэтому такой живучей оказалась традиция отправляться на Радуницу на кладбища и убирать на могилах. В этом и состоит главный смысл поминального дня. Приходя на могилы своих предков, мы как бы даем понять: мы вас помним, уважаем и почитаем, мы ваше продолжение. Из глубины веков пришел к нам этот праздник, тысячи лет назад зародился этот обычай. Сейчас нет даже единого мнения по поводу происхождения самого слова «Радуница». Одни считают, что происходит оно от слова «радость», другие предполагают, что уходит корнями к именам языческих богов.

Мне кажется, самой правильной является гипотеза о происхождении названия этого дня от слова «род».

В этот день ушедшие предки год за годом собирают всех вместе и дают ощущение, что родственники — единое целое, род. Кстати, на Пинщине я слышал, как этот день старики меж собой называли Родоница, где явно слышалось ударение на первую букву «о» в слове.

В соответствии с христианскими обычаями приходить на кладбище следует на десятый день после Святой Пасхи. Так-то оно так, да только иной раз мы наведываемся на могилы раньше, за несколько дней до Радуницы. Это можно понять и объяснить. Сего­дняшние городские кладбища разрастаются до размеров городов, и в поминальный день туда бывает не добраться из-за огромного количества людей и машин. А если сказать положа руку на сердце, то не хочется становиться свидетелем пьянок-гулянок на могилах. Было так и в нынешнем году. Некоторые родственники пришли к местам упокоения своих близких загодя, за несколько дней. Однако многие любители кладбищенских банкетов тоже не дремали и уже в минувшее воскресенье, наскоро убрав листья и протерев надгробные памятники, приступали к обильному «застолью». Маханув граммов по 150 в честь усопшего и закусив куриной ногой, краснолицые дядюки и их дородные супруги напрочь лишались почтения к собственным предкам и уважения к окружающим, не разделявшим их радость по поводу кончины родственника. После второго тоста визитеров потянуло исполнить любимую песню покойного дедушки. Еще 150 граммов в честь усопшей бабули в сочетании с 25-градусной жарой сделали свое дело. Скорбящим с большим трудом удалось дотянуть лишь до ближайшего лесочка, где, шлифанувшись пивом, попасть во власть Дрёмы, бога сна предков-язычников. Ну что тут поделаешь. Говорят, обычай, пришедший из глубины веков.

Склонные слишком рьяно поклоняться Квасуру, языческому богу хмелеварения, умирали не от цирроза печени, а от голода.

Сторонники расслабления на погосте уверены, что пить водку на кладбищах и поливать ею могилы отцов и дедов — дань древнейшей традиции белорусов. Теория гулянок в местах погребения, прямо скажем, не выдерживает никакой критики. Дело в том, что история самой водки гораздо моложе, чем поминальные обряды славян, так что сотни и тысячи лет тому назад орошать «беленькой» могильные холмы и кресты не доводилось по той простой причине, что ее не существовало вовсе. Выходит, рассказы о пиршествах язычников в честь предков, ушедших в мир иной, преувеличены. Христианские традиции и вовсе признают пьянство одним из грехов. А еще известно, что каждый весенний день год кормит. Поэтому бражничать и маяться похмельем наши прадеды вряд ли могли себе позволить. Времени на это не хватало. Такой болезни, как алкоголизм, и вовсе не существовало.

Приверженцам строгого следования правилам и ритуалам в день Радуницы следовало бы помнить, что утром нужно посетить храм, а уж потом отправляться на кладбище. Тут пьянствовать, сквернословить и орать блатные песни, обзывая их народными, не обязательно. Но многие об этом забыли, а вот заглянуть в гастроном за горячительным все же не преминули.

Я думаю, наши отцы и деды надея­лись, что мы будем приходить к их могилам за руку с детьми и внуками, приносить зажженные свечи и букеты весенних цветов, а не пол-литровки и колбасу с салом.