Образование

Доступный профиль

Что потребуют от школы, желающей возобновить профильное обучение, и почему возврат к нему педагоги восприняли на ура 

С 1 сентября некоторые школы города ожидают перемены: старшеклассники вернутся к профильному обучению. О том, как по новой модели будет строиться учебный процесс и почему не всякая школа сможет его организовать, беседуем с заместителем начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингор­исполкома Татья­ной Хоружей.

— Профильные классы — явление не новое для нашей системы образования. Но что изменится с нового учебного года?

— Появятся классы, в которых будет организовано изучение отдельных предметов на повышенном уровне. Это под­разумевает расширение знаний в рамках обычной программы, то есть преподавание станет более практикоориентированным. Это позволит в рамках одной темы дать ребенку больше практических навыков. Сегодня школьник может изучать предмет на повышенном уровне только за счет факультативов, что не очень удобно, так как ему нужно оставаться после уроков. Профильное обучение позволит в рамках учебных занятий включить в обязательное расписание  дополнительные часы по двум предметам. Подготовка будет вестись по 4 направлениям: физико-математическому, химико-биологическому, филологическому и обществоведческому.

Подчеркну: речь идет не о том, что в каждом учреждении образования должны быть образованы профильные классы. Они необходимы в первую очередь там, где созданы все необходимые условия: есть соответствующая материально-техническая база, работают высококвалифицированные педагоги. В городе достаточно школ в пределах одного района, расположенных недалеко друг от друга, и если ребенку потребуется усиленная подготовка по каким-то предметам, он может перейти в ту школу, где это направление организовано более качественно.

Минимальная наполняемость профильных классов составит 24 ученика.

— Учителя будут проходить аттестацию для того, чтобы преподавать в таких классах?

— В планах — курсовая подготовка для учителей в течение летнего периода. Ее обеспечит Минский городской институт развития образования.

— Будут ли приглашать преподавателей из вузов?

— Уже сегодня 65 процентов столичных учреждений образования имеют договоры о сотрудничестве с высшими учебными заведениями, в особенности с Белорусским государственным университетом. Такое взаимодействие очень плодотворно, причем как для учащихся, так и для учреждений образования.

— При переходе в ­10-й ­профильный класс ученикам нужно будет проходить какое-то испытание?

— Такого отбора пока не предусмотрено. Главное — желание учащихся и их мотивация. Школьнику следует идти в профильный класс, если он готовится к поступлению в вуз по определенному направлению. Мы ориентируем детей и их родителей на то, чтобы они делали осознанный выбор будущей профессии.

— А если, предположим, школьнику нужно сдавать на централизованном тестировании математику и английский язык — как тогда быть?

— В таком случае он сможет выбрать физико-математический профиль, а иностранный язык подтягивать за счет факультативов, которые сохраняются.

— Как считаете, исчезнет ли у школьников необходимость обращаться к услугам репетиторов?

— Сегодня занятия у репетиторов — это зачастую натаскивание к ЦТ по одному конкретному предмету. Задача учителя более широкая: дать знания и целостную картину по всем разделам, и не одному ребенку, а целому классу. Репетитор может помочь наверстать пробелы в знаниях, но подготовиться к успешному поступлению в вуз можно и на школьных занятиях.

Обучение будет строиться по двум моделям. Первая подразумевает создание профильных классов в одной параллели, вторая — формирование нескольких групп в одном классе (такая модель рекомендована для сельских школ, где невелика численность учеников).

 

Читайте также:  Академия шага

Мнения специалистов

Оксана Довнар, директор средней школы № 22:

— К возвращению профильных классов отношусь очень положительно. Планируем уже со следующего года организовать на базе школы химико-биологический класс. Для этого у нас есть все предпосылки: действует ресурсный центр, есть электронные материалы и оснащенная необходимым оборудованием лаборатория. Кроме того, лично беседовала с нынешними девятиклассниками, чтобы узнать их мнение: ребята также приветствуют возможность изучать химию и биологию на повышенном уровне. Особенно те из них, кто собирается сдавать эти предметы при поступлении.

Валерий Стружко, директор средней школы № 161:

— В нашей школе будут организованы два профильных класса: филологический (с уклоном на русский и английский языки) и физико-математический. Такое решение было принято по просьбе учащихся и их родителей. У нас есть соответствующая учебная база и квалифицированные кадры. Педколлектив школы разрабатывал методические рекомендации для Министерства образования. В частности, мы предложили проводить отбор в профильные классы на конкурсной основе. При этом учитывать как средний балл аттестата об окончании базовой школы, так и отметки по профильным предметам.

Елена Радюкова, директор средней школы № 17:

— Безусловно, введение профильных классов воспринимается как позитивное преобразование. Мы наверняка смогли бы организовать обучение по физико-математическому профилю. Однако в следующем году у нас набирается всего один 10-й класс, поэтому едва ли это целесообразно.

 

Как относятся родители к возвращению профильного образования

Олеся Козлова, мама 6-классницы:

— Мы страдаем от того, что из 25 человек в классе дочери об учебе думают меньше половины. Остальные просиживают штаны и испытывают нервную систему учителей. Очень наде­юсь, что, если введут профильное образование, в классе останутся действительно сильные и целеустремленные ребята.

Ольга Пархута-Хомякова, мама выпускника:

— Такая форма обучения оправдывает себя, если вводится в старших классах, когда школьник хотя бы приблизительно определился с будущей профессией. Считаю, что физиков и лириков стоит разделять после 8-го класса. А когда такие эксперименты проводятся над младшими школьниками, ничего, кроме отвращения к учебе, они не вызывают.

Юрий Хворостенко, отец 7-классника:

— Что после окончания школы с музыкально-хоровым уклоном делать выпускнику, который решил поступать в мединститут? Свободное время он тратил не на биологию-химию, а на песни и танцы. И не потому, что бездельничал, а потому, что в учебной программе так было написано. У нас во дворе находится именно такая школа, и, когда ребенок пошел в первый класс, меня устраивало, что занятия по музыке он посещает на выбор и по собственному желанию. Если вернется принудиловка, будем думать о смене учебного заведения.

Татьяна Беляева, мама 5-классницы:

— Учеба в обычном классе не помешала моей Ксении занять призовое место на городской олимпиаде. Но вместе с тем я бы с удовольствием отдала девочку в специализированный класс. Только именно в такой, где развивали бы ее способности, а не учили всему и ничему. По этой причине мы не пошли в гимназию: когда все предметы изучаются на повышенном уровне сложности, у ребенка голова кругом идет.

Наталья Субоч, мама 9-классника:

— Особых стремлений учиться у сына не замечаю. Ходит в школу зачастую, чтобы провести время. И если определю его в профильный класс, то будет просто отсиживаться там несколько лишних часов. Поэтому смысла в нововведении не вижу.