Слава Минска

Стоят мосты, стоят вокзалы

Сегодня Минск поздравляет с 80-летием своего почетного гражданина, заслуженного строителя Беларуси Виктора Иосифовича Мицкевича

Подручные творца

Строители чаще всего остаются безымянными. Возводят дом или мост и уходят на другой объект. Даже на самые знаковые сооружения не принято прикреплять таблички с их именами. Нет такого обычая. А если бы был, то фамилия Мицкевич красовалась бы на многих сооружениях и в нашей стране, и за ее пределами. Прежде всего она обозначила бы гравийную дорогу между деревней Петровщиной и карьером в Михалово, которую прокладывал в конце 50-х годов прошлого века выпускник строительного техникума. Потом у него, мастера, прораба, начальника участка, объектов было больше, а уж за 23 года руководства трестом № 15 «Спецстрой» их набежало сотни.

«Бог создал землю и небо, а все, что между ними, — дело рук строи­телей», — убежден Виктор Иосифович. Хотя творения его стройорганизации находятся большей частью под землей. Водоводы, тепломагистрали, квартальные газопроводы, коллекторы, водозаборы, станции аэрации, тоннели, троллейбусные линии, посадочные аэродромные полосы, укладка труб, кабелей, тротуарной плитки… Иначе говоря, жизнеобеспечение городов и предприятий — 90 процентов всех коммуникаций Минска — создано известным в Беларуси минским трестом № 15 «Спецстрой». Кроме того, на счету Мицкевича подземные сети Полоцкого нефтеперерабатывающего, Лидского лакокрасочного заводов, жодинского БелАЗа. Это уже потом в каждой области образовались подобные структуры, а тогда для Виктора
Иосифовича незабываемым приключением стал перегон в Оршу 60-тонного экскаватора со скоростью четыре километра в час. И, конечно же, минское метро, дошедшее нынче до «Петровщины» и «Михалово», путь между которыми прокладывал студент послевоенных лет.

Основа для современных столичных новостроек — Сухарево, Лебяжий, Каменная Горка, Северный — заложена трестом № 15, отличительной чертой которого является внедрение новых технологий и высокое качество работ.

От компаса — к ватерпасу

Правда, начинал Мицкевич трудовую деятельность токарем, имел после училища пятый разряд и очень скоро получил шестой на станкостроительном заводе. Работа нравилась, дела у парня шли хорошо. И служить на флот отправился с охотой, хотя не стал морским волком — охранял военно-морскую базу в Балтийске. А когда вернулся домой, на заводе предложили пойти на конвейер. Это показалось несколько скучноватым, ведь до армии работал в ремонтно-механическом цехе, где каждый день имел дело с новой неисправностью, новой деталью. Потому на предприятие возвращаться не стал, а подался в строительство, попутно по вечерам осиливая программу строительного техникума.

О карьере, казалось, не задумывался, но в должностях рос быстро: мастер, прораб, начальник участка. Пребывая в этой должности, поступил опять же на вечернее отделение в политехнический институт.

— И каждый раз мучился, проезжая по проспекту мимо своего вуза, — признается Виктор Иосифович, — потому что вспоминал о не сданных вовремя курсовых, о недоделанных работах. Ночами чертил, в то же время был уже отцом малых детишек. Они оставляли отпечатки своих испачканных конфетами ладошек на моих чертежах. Преподаватели за головы хватались: за содержание можно ставить оценку «отлично», а за аккуратность — «неуд». Хотел даже бросить учебу, но собрался с силами и выдюжил.

В начальственном кресле

Круговерть рабочих, семейных, учебных дел, казалось, никак не влияла на карьеру. Она шла своим чередом и весьма успешно. Сразу после окончания института Мицкевич возглавил СУ-78, потом с нуля организовал и стал у руля нового подразделения СУ-190. А вскоре ему предложили место управляющего трестом № 15 «Спецстрой».

— Было боязно, — признается теперь Виктор Иосифович.— Руководители строительных организаций обычно больше трех лет в должности не задерживались, даже шутка была: мол, год свои неудачи сваливаешь на предшественника, год переставляешь кадры, год готовишься к увольнению.

С таким вот настроением согласился, а задержался на двадцать три года.

Трест при Мицкевиче был известен в СССР. Именно ему доверили строительство военных городков в Беларуси и России для выведенных из стран СЭВ военнослужащих, именно этому тресту не хватило одного дома, чтобы стопроцентно обеспечить жильем всех своих работников до развала СССР. Здесь всегда хватало специалистов и достойных их зарплат, всегда были заказы. Здесь всегда ценился человек. Мицкевич знал в лицо более двух тысяч своих работников, вникал во все проблемы и контролировал деятельность каждого подразделения. Не боялся нового и с азартом хватался за каждое сложное поручение. Таким оказалось строительство метрополитена. Первым взялся за это дело 15-й трест.

Прежде чем забить первую сваю, выкопать первый метр котлована, запустить проходческий щит, надо было перенести и подключить в другом месте все городские коммуникации. Порой работа напоминала хирургическую операцию, при которой необходимо раздвинуть сосуды и сухожилия, не повредив их. Кабели, провода, трубы лежали так плотно, что тратились часы, чтобы расплести их. Этим и занимался трест. И потом шел рядом с проходчиками и отделочниками, снабжая всем необходимым само метро. Именно за эту работу Виктор Иосифович Мицкевич был удостоен премии Совета Министров СССР.

— Не успеешь построить садик — как-нибудь обойдешься, — говорит Виктор Иосифович. — Не сдашь вовремя школу — организуют вторую смену в соседней. А оставить людей без воды, без тепла невозможно. Потому и считаю работу нашего треста особо ответственной, работников — незаменимыми. Выход из сегодняшнего дефицита строителей вижу в организации при каждом стройтресте своего ПТУ с хорошей производственной базой, общежитиями, с воспитанием молодежи по японскому принципу «моя жизнь — в моей фирме». Наверное, назрела необходимость вернуть старое правило — продавать десять процентов возведенного жилья строителям. Сапожник без сапог не может быть патриотом своего дела.

 * * *

В роду Мицкевичей до Виктора Иосифовича не было строителей-профессионалов. Разве что в 1930-е годы отец в сибирских лагерях разгружал вагоны со стройматериалами. Колхозник из-под Дзержинска, он попал туда за мифическую связь с западными разведками и тосковал по земле. Потому и вернулась семья перед войной в родные места и пережила с земляками все, что выпало на их долю: сожженный дом, угон старшей сестры Виктора в Германию. Партизанили. Приближали победу.

Из троих детей Виктора Иосифовича отцовскую профессию избрал один сын. А вот внуки… Их у Мицкевича пятеро. Все парни. В свое время, приобретя «Жигули», Виктор Иосифович пообещал подарить авто той семье, в которой родится дочка. Машина осталась у первого хозяина. Но четверо из пяти внуков избрали профессию деда. Они строители!

Появилась и девочка — пра­внучка Алинка…

История ОАО «Трест № 15 «Спецстрой» началась в августе 1945 года. Предприятие дорожно-мостового строительства организовали для восстановления Минска после Великой Отечественной войны. В послевоенные годы трест прокладывал трамвайные пути, принимал участие в сооружении монумента Победы, благоустройстве площадей Привокзальной, Якуба Коласа, Калинина.