Человек и его дело

Где тонко, там и рвется

Кто виноват в том, что любимые ботинки порвались? Производитель или ваша походка? В этом очень хорошо разбирается эксперт промышленных товаров Тамара Гришина

У сына «полетели» босоножки. И месяца не относил. Разорвались по линии креп­ления подошвы. Мастер в обувной мастерской сказал, что дефект механический. И даже распространенный. Также предположил: «На машине-каталке любит ездить ваш малыш?» Как в воду глядел. Мальчик скорость набирает, когда ногами от земли отталкивается. Какие ботинки тут выдержат? За ремонт заплатила 75 тысяч рублей. На будущее решили для каталки покупать обувь попроще. Некоторые наверняка попытались бы сдать босоножки обратно в магазин как некачественные. Ведь гарантийный срок еще не закончился…

— Дефект дефекту рознь, — говорит эксперт промышленных товаров Белорусского общества защиты потребителей Тамара Гришина. — Опытный специалист сразу определит причину разрыва. Если это механическое повреж­дение, а не производственный брак, то о возврате и речи быть не может, так как нарушены правила эксплуатации.

То, что с завершением гарантийного срока у покупателя заканчиваются все права, — это миф. Многие верят.

Тамара Михайловна качество товара проверяет органолептическим методом — по внешнему виду. Использует и приборы: криминалистическую лупу и микроскоп.

— Экспертизу провожу и для потребителя в случае конфликтной ситуации с продавцом, — рассказывает специалист. — После исследований выдаю заказчику документ, в котором подтвержден или не подтвержден недостаток. Если виноват изготовитель, то потребитель может потребовать бесплатного устранения изъянов, замены и возврата купленной обуви.

Иногда специалиста приглашают участвовать в судебном заседании. Но судятся редко. Стараются решить все мирным путем.

Тамара Михайловна — человек аналитического склада ума. Каждое изделие не просто осматривает, а кропотливо изучает, рассматривая каж­дое волокно, шов. Тщательно анализирует информацию, сопоставляет, сравнивает. И только после этого выдает заключение. Признается, что, перед тем как поставить подпись под актом, думает о том, сможет ли защитить исследование на суде.

Тамара Гришина по профессии — товаровед промышленных товаров высшей квалификации. Стаж работы экспертом — 38 лет. Сегодня трудится в Белорусском обществе защиты потребителей.

 

Шалят клиенты 

Эксперту приходится иметь дело с разными клиентами, в том числе с неуравновешенными.

— Допустим, у человека порвались ботинки, а он продолжает их носить, — рассказывает Гришина. — Доводит обувь до ручки и приносит мне. Я не могу определить причину дефекта у такой заношенной обуви. Предупреждаю о том, что можем проиграть судебный процесс. А гость начинает руками махать и кричать.

Как-то клиент запустил в Тамару Михайловну своей стоптанной кроссовкой. Ему не понравилось, что специалист отказалась выдавать заключение в его пользу. К счастью, промахнулся. А нервная система у моей собеседницы — будь здоров.

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей», если экспертиза выявила наличие производственных дефектов в изделии, то покупатель вправе требовать от продавца: замены товара на новый, либо устранения дефекта за счет торговой организации, либо возврата полной стоимости покупки и возмещения затрат на экспертизу.

 

Окрасим ваши ноги

Коллега столкнулась с проблемами при возврате «красящих» туфель продавцу. Деньги вернула со скандалом.

— Иногда подкладка обуви красит. Это объясняется нарушением технологии крашения материала подкладки, — поясняет эксперт. — Если изделие новое, надевали его всего несколько раз, но уже закрашивает ноги, то мы можем говорить о наличии брака. Как только появилась эта особенность, товар сразу же нужно сдавать обратно в магазин. Потом будет поздно.

Читайте также:  С чувством глубинного удовлетворения

И еще специалист не советует что-то зашивать или заклеивать. Чтобы определить характер того же разрыва, важно, чтобы на месте его образования не было механического или термического воздействия.

Многие обнаруживают дефект по окончании гарантийного срока. Что делать?

— Если эксперт подтвердил наличие дефекта производственного характера, то стоимость пары человеку должны вернуть, — объясняет собеседница. — Ведь законом «О защите прав потребителей» для обуви установлен срок службы в два года.

То, что с завершением гарантийного срока у покупателя заканчиваются все права, — это миф. Многие верят.

 

Коляска, сережки, матрац

Тамара Михайловна занимается не только обувью. Недавно осви­детельствовала серьги. В одной полупаре был некачественно закреплен камень, в другой — проб­лема с застежкой. Приносили детские коляски, дубленки, очки, надувные лодки и матрацы.

— На памяти случай, когда проверяла гидрокостюм, — вспоминает специалист. — Он был приобретен в фирменном магазине и стоил почти три миллиона рублей. Тем не менее имел кучу дефектов производственного характера.

В итоге потребитель, имея на руках заключение эксперта, без проб­лем вернул деньги.

Случается, что характер дефекта невозможно определить визуально, нужны специальные исследования по физико-механическим показателям. Такие сложные экспертизы проводят только в специализированных лабораториях.

 

 Пришла женщина в дорогостоящей натуральной шубе. Пожаловалась на то, что мерзнет в ней. Шубка оказалась греческой, без утеплителя. Такая одежда рассчитана на ту погоду, где она изготовлена. О возврате денег и речи быть не может. Вещь-то качественная.

 Мужчина принес эксперту порванный чемодан на колесиках. В магазине ему отказали. Сказали, мол, сам виноват — нечего было перегружать сумку. Он пришел в Белорусское общество защиты потребителей. Эксперт стала изучать изделие и обнаружила внутри треснутую и заклеенную скотчем (!) крепежную деталь. Деньги вернули тут же.

 В туфле поломалась высоченная шпилька. Экспертиза показала: металлическая втулка внутри каблука была смещена при производстве. О чем тут говорить?

 

Привычка на ноги смотреть

Что касается профессиональных привычек, то Тамара Михайловна первым делом смотрит на обувь и одежду людей, автоматически оценивая наличие видимых дефектов в изделиях. Автору этих строк посоветовала поставить набойки на балетки, так как «могу убить задники». Послушалась и не прогадала…

На днях Гришина делала дубликат квартирных ключей. Сделала замечание мастеру: между сделанными ключами имеются несоответствия. А он с ней спорить начал. Это с экспертом!

— Ну смотрите, — сказала умельцу Тамара Гришина. — Я к вам вернусь. Вряд ли этот ключ подойдет к моему замку.

И оказалась права. Вернулась на доработку. До сих пор с улыбкой воспоминает растерянное выражение лица работника мастерской.

Обращения по качеству башмаков, сапог и туфель самые распространенные. Чаще всего проб­лемы возникают с импортной обувью, купленной на рынках. Вообще все зависит от материала, используемого для обуви, от нарушений в технологическом процессе производства. А вот что касается бракованных шуб, то их несут, как правило, с ярмарок-распродаж…

— Что можете посоветовать читателям «МК»?

— Купили туфли или сапоги — не начинайте сразу их носить. Походите дома по ковру, по полу. Может оказаться, что они где-то жмут, или велики, или натирают.

Вернуть качественное новое изделие можно в течение 14 дней.

Еще обувь нужно примерять только стоя, а не сидя, и лучше во второй половине дня. Обязательно на обе ноги.