Было время

Во татарской стороне

Район Дворца спорта до сих пор старожилы называют татарским — в честь минских татар, проживавших там более пятисот лет

Воины и ремесленники

Поселились они в районе Минского замчища в 1506 году. Тогда татарское войско потерпело сокрушительное поражение в битве под Клецком от великокняжеских полков под предводительством Михаила Глинского. Многие попали в плен и были расселены по белорусским городам и местечкам. Их активно привлекали на службу князья ВКЛ, давали во владение земельные наделы, даже дворянские титулы.

Компактный татарский район возник и в Минске. С тех пор за ним закрепились названия Татарское предместье, Татарская слобода или Татарский конец. Минчане приняли новых горожан дружелюбно. Потомки крымцев славились военным делом, ремеслом и огородничеством. Например, в 1794 году российский военачальник и государственный деятель Сергей Тучков в своих воспоминаниях рассказал об их служебной доблести и преданности:

«Прибыв в город Минск, генерал Философов открыл мне, что государь имеет подозрение в заговоре на одного из знатных помещиков сей губернии, а именно на воеводу Хоминского. Его должно взять с большою осторожностью и отослать в Петербург. Узнав от губернатора о месте его пребывания и о существе дела, надобно было послать вооруженных людей так, чтоб захватить его нечаянно, потому, что он жил в своей деревне верстах в 60 от Минска. Тогда была зима, и в Минске не было никакой конницы; посылать же пехоту было бы весьма неудобно.

Я посоветовался о том с полицеймейстером, который сказал мне, что в Минске находится до двухсот татар, служивших прежде в польском войске. Они имеют собственное оружие и лошадей, притом так верны в сохранении присяги, что если им объявить что-либо именем государя, то они на все готовы и никогда не изменят.

Согласно переписи 1897 года, в Минске числилось 1.146 татар-мусульман. Среди них были торговцы, ремесленники, извозчики, огородники, служащие и 122 военных.

Итак, татары были на то употреблены, и они доставили Хоминского к генералу Философову. Генерал, хотя и отправил его в Петербург, но, узнав ложность сделанного о нем доноса, писал в его пользу, и Хоминский возвращен был наконец — в свое имение с награждением от государя».

Белорусский этнограф Павел Шпилевский в 1855 году писал, что «число минских татар доходит до 400 душ. Они ведут довольно трудолюбивую жизнь, подобно соплеменникам своим клецким татарам. Только то различие, что минские не в пример богаче клецких. Главный предмет их промышленности — овощи, которые они насевают и выращивают в большом количестве в огородах и на полях близ раковской дороги. Кроме того, некоторые из них занимаются коннозаводством и потому для приготовления сена имеют огромные луга на берегах Свислочи».

Выращенные на огородах овощи продавали на Нижнем рынке, располагавшемся в районе современной площади 8 Марта. На Свислочи были устроены специальные клети, где хранились бочки с солеными огурцами. Многие татары были искусными ремесленниками.

В 1617 году минский каштелян Петр Тышкевич подтвердил право минских татар на мечеть. По поручению польского короля Сигизмунда III провел расследование жалобы на то, что татары незаконно захватили участок минской Воскресенской церкви. Тышкевич, изучив документы, подтвердил права минских татар на мечеть и участок земли, купленный по закону татарским старейшиной Солиманом.

 

Люди на болоте

До XX века Татарская слобода была окраиной города, застроенной деревянными домами. Включала она улицы Большую Татарскую (ныне улица Димитрова), Малую Татарскую (ныне часть проспекта Победителей), несколько переулков и Татарские огороды — земли между проспектом Победителей и Свислочью у Дворца спорта.

Община вела размеренную жизнь. Большинство обитателей слободы были людьми среднего достатка. Успешные и богатые минские татары жили в каменных домах в центре города. И этому есть простое объяснение. Улицы в предместье были грунтовыми, тротуары — прохудившимися, отсутствовало освещение. Минские газеты часто печатали гневные статьи по этому поводу. Например, в 1898 году «Минский листок» писал, что «в городе существует улица под названием Татарская. Улица эта многолюдная, ее обитатели платят городу повинности, как и жители других улиц — центральных. Между тем внимание, которым пользуются первые и вторые со стороны городских властей, неодинаково. Те, чьи дома на Татарской улице, не претендуют, правда, ни на электричество, ни на конку, ни на прочие удобства; но они вправе требовать хотя бы скудного керосинового освещения и тротуаров, по которым безопасно ходить».

Читайте также:  Возвращение легенды

Граничила эта улица с шумным рынком с одной стороны и минским кварталом красных фонарей (ныне район улицы Танковой) — с другой.

Центром жизни предместья была деревянная мечеть. Появилась она в конце XV века и располагалась на месте современной гостиницы «Юбилейная». В 1902 году мечеть перестроили в камне. Ее минарет возвышался на 32 метра. На улице Грибоедова, где сейчас находится сквер, был мизар — мусульманское кладбище.

Рядом с огородами находилось Татарское болото. По легенде, в нем водились ящерицы длиной больше метра, называемые в народе крокодилами.

 

Пора перемен

После установления советской власти жизнь в предместье изменилась. На бывших Татарских огородах в конце 1920-х

годов был образован колхоз «Красный огородник». 19 марта 1934 года решением Мингорсовета Большая Татарская улица была переименована в улицу Димитрова, Малая Татарская стала Колхозной, Татарский переулок — переулком Колхозным. Закрылась мечеть. Многие семьи покинули предместье и отправились в Крым. Оставшиеся трудились на колхозных землях или находящихся неподалеку фабриках.

Во время оккупации в годы войны жители Татарского предместья, которое находилось на самой границе с Минским гетто, были свидетелями всего происходившего в нем.

В 60-е годы прошлого века началась застройка Парковой магистрали (ныне проспект Победителей) высотными домами. Территория Минского замчища и бывших Татарских огородов была отдана под спортивные объекты. В 1966 году открыт Дворец спорта. Около него разместился стадион имени К.Е. Ворошилова. В начале Парковой магистрали был построен бассейн.

Страдала Татарская слобода от пожаров и весенних разливов Свислочи. Практически полностью она выгорела 21 июня 1881 года.

Здание минской мечети, переданное ДОСААФ, взорвали, а на ее месте возвели гостиницу «Юбилейная». Под снос пошла практически вся застройка предместья. Засыпали мизар, оставив лишь могилу Хасеня Александровича, активного участника коммунистического подполья и наборщика номеров газеты «Звязда». Почти все, что напоминало о более чем 500-летней истории минских татар, исчезло.

В конце советской эпохи произошли последние кардинальные изменения бывшего Татарского предместья. От стадиона «Трудовые резервы» остался лишь небольшой пешеходный мост и остров, на котором в 1996 году состоялось торжественное открытие мемориала «Остров Мужества и Скорби». Место бывших футбольных баталий скрылось под водами Свислочи.

Минские татары были одними из самых неконфликтных горожан. Например, в отчете за 1897 год говорилось, что ни один из них в этот год не попал в тюремные застенки. Местные горячие головы стороной обходили жителей предместья, зная, что если обидеть кого-нибудь, то за него вступится вся слобода.