Ленинский район

Роман с глиной

Зачем керамические изделия купают в молоке? Секреты мастерства раскрывает житель Лошицы художник-керамист Сергей Молчан 

Гончарная мастерская расположена в подвале жилого дома. На ходу извиняясь за творческий беспорядок, Сергей предлагает нам с фотокорреспондентом мастер-класс. Разве можно отказаться? Как заправский тестомес, он проминает глину руками — чтобы из массы вышел воздух. От этого зависит качество керамического изделия.

— На заводах многие операции делают машины, — поясняет собеседник, отбивая кусок теста. — У нас же все вручную. Считаю это ремесло сугубо мужским занятием, поскольку оно физически тяжелое.

Качество материала ремесленник определяет просто — скручивает из куска глины колбаску. Если жгут хорошо сгибается-разгибается, значит, материал хороший. Трескается-ломается? В горной породе много песка.

По словам мастера, глина — податливый материал. Может превратиться во что угодно. Хоть в простой горшок, хоть в необычную вазу…

Сергей Молчан — член Белорусского союза мастеров народного творчества, участник республиканских и международных выставок декоративно-прикладного искусства, пленэров. Керамикой занимается более 10 лет, с тех пор как окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств. Автор множества творческих проектов, среди которых «Художники — Мирскому замку», «Биосфера 2010».

Сергей отрезает от вымешенной массы глиняную шайбу и отправляет ее на гончарный круг. Как завороженные наблюдаем за процессом. Гончар закрепил кружок из глины на круге и уступил мне свое место. Выпачкалась с ног до головы. Были обляпаны даже очки. А масса размазалась по кругу. Да уж, искусство гончара требует сноровки.

— У нас свои хитрости, — поясняет мастер. — Время обучения работе на круге — от месяца до трех. Все зависит от того, что вы хотите изготовить.

Он быстро вращает круг, ловко обжимая кусок глины мокрой ладонью. Постепенно под рукой вырастает подсвечник. Подрезает низ изделия ниткой и оставляет сушить. После этого подсвечник ждет утильный (предварительный. — Прим. авт.) обжиг в шахтной печке, глазуровка. Апофеозом процесса станет обжиг при температуре 1.000 градусов в течение 6 часов.

Читайте также:  Встали на скользкую дорожку

Росписью изделий Сергей занимается сам. Оформлял кувшины под XVI век. По его словам, заказы на посуду нередко поступают от городских рыцарских клубов.

Сергей сетует на то, что в Минске нет специализированного магазина для художников-керамистов. Так, глину покупает в радошковичском карьере. А за глазурью приходится ездить в Москву.

На полке замечаем необычный кубок. Молочно-теплого цвета, шелковистый на ощупь. Что за покрытие такое?

— Это так называемый молочный обжиг, — поясняет мастер. — Изделие купают в молоке, дают обсохнуть и отправляют в печку. При температуре «молочения» 250-300 градусов казеин сворачивается и забивает глиняные поры.

Супруга умельца Наталья, биолог по профессии, связав жизнь с Сергеем, тоже стала лепить. Недавно изваяла причудливую карандашницу.

— Что самое интересное в работе? — переспрашивает ремесленник. — Когда ты первым видишь состоявшееся искусство!

Раньше гончаров считали колдунами. Народ не мог понять их ремесла: гончар брал кусок грязи из-под ног, что-то крутил, засовывал в печь и… получалось чудо.