Ленинский район

Роман с глиной

Зачем керамические изделия купают в молоке? Секреты мастерства раскрывает житель Лошицы художник-керамист Сергей Молчан 

Гончарная мастерская расположена в подвале жилого дома. На ходу извиняясь за творческий беспорядок, Сергей предлагает нам с фотокорреспондентом мастер-класс. Разве можно отказаться? Как заправский тестомес, он проминает глину руками — чтобы из массы вышел воздух. От этого зависит качество керамического изделия.

— На заводах многие операции делают машины, — поясняет собеседник, отбивая кусок теста. — У нас же все вручную. Считаю это ремесло сугубо мужским занятием, поскольку оно физически тяжелое.

Качество материала ремесленник определяет просто — скручивает из куска глины колбаску. Если жгут хорошо сгибается-разгибается, значит, материал хороший. Трескается-ломается? В горной породе много песка.

По словам мастера, глина — податливый материал. Может превратиться во что угодно. Хоть в простой горшок, хоть в необычную вазу…

Сергей Молчан — член Белорусского союза мастеров народного творчества, участник республиканских и международных выставок декоративно-прикладного искусства, пленэров. Керамикой занимается более 10 лет, с тех пор как окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств. Автор множества творческих проектов, среди которых «Художники — Мирскому замку», «Биосфера 2010».

Сергей отрезает от вымешенной массы глиняную шайбу и отправляет ее на гончарный круг. Как завороженные наблюдаем за процессом. Гончар закрепил кружок из глины на круге и уступил мне свое место. Выпачкалась с ног до головы. Были обляпаны даже очки. А масса размазалась по кругу. Да уж, искусство гончара требует сноровки.

— У нас свои хитрости, — поясняет мастер. — Время обучения работе на круге — от месяца до трех. Все зависит от того, что вы хотите изготовить.

Он быстро вращает круг, ловко обжимая кусок глины мокрой ладонью. Постепенно под рукой вырастает подсвечник. Подрезает низ изделия ниткой и оставляет сушить. После этого подсвечник ждет утильный (предварительный. — Прим. авт.) обжиг в шахтной печке, глазуровка. Апофеозом процесса станет обжиг при температуре 1.000 градусов в течение 6 часов.

Читайте также:  Я шагаю по тропе

Росписью изделий Сергей занимается сам. Оформлял кувшины под XVI век. По его словам, заказы на посуду нередко поступают от городских рыцарских клубов.

Сергей сетует на то, что в Минске нет специализированного магазина для художников-керамистов. Так, глину покупает в радошковичском карьере. А за глазурью приходится ездить в Москву.

На полке замечаем необычный кубок. Молочно-теплого цвета, шелковистый на ощупь. Что за покрытие такое?

— Это так называемый молочный обжиг, — поясняет мастер. — Изделие купают в молоке, дают обсохнуть и отправляют в печку. При температуре «молочения» 250-300 градусов казеин сворачивается и забивает глиняные поры.

Супруга умельца Наталья, биолог по профессии, связав жизнь с Сергеем, тоже стала лепить. Недавно изваяла причудливую карандашницу.

— Что самое интересное в работе? — переспрашивает ремесленник. — Когда ты первым видишь состоявшееся искусство!

Раньше гончаров считали колдунами. Народ не мог понять их ремесла: гончар брал кусок грязи из-под ног, что-то крутил, засовывал в печь и… получалось чудо.