Образование

Особо тяжкое поступление

На днях мой сын официально стал гимназистом, как и еще 4.027 выпускников начальных школ столицы. Чему я как мама очень рада. Но мысли и воспоминания о вступительной кампании в пятые гимназические классы не дают покоя…

 Нет, у нас не было никаких трудностей во время сдачи экзаменов, и баллов сын набрал столько, что мог поступить в самую престижную гимназию. Просто я на своем опыте поняла, что нынешняя форма отбора детей в престижные интеллектуальные учебные заведения нуждается в изменениях.

Как объяснили мне те, кто из года в год занимается этим делом, вступительная кампания в пятые гимназические классы традиционно истерично-сумасшедшая. Обязательно кто-нибудь заговорит о том, что некоторые дети заранее знали о будущих экзаменационных заданиях, кому-то не понравится диктант или контрольная по математике, отдельные будут негодовать по поводу проходных баллов…

Учителей контролируют со всех сторон — родители, администрация, управление образования, министерство, просто досужие граждане.

Тихое помешательство под названием «гимназиямания» у отдельных родителей начинается в момент поиска учебного заведения для будущего первоклассника. Ближе к окончанию третьего класса процесс усугубляется. Родители покупают специальные сборники диктантов, конт­рольных работ. И даже если умные не душат ребенка написанием диктантов и решением математических задач, то экзаменационным страхом он проникнется в школе. Мимоходом, когда рассерженный учитель заметит, что Ване или Пете нет дороги в гимназический класс, в момент, когда одноклассники будут пересказывать родительские кухонные байки о несправедливости проверки заданий на экзаменах, о подкупе членов экзаменационной комиссии и прочем. И вот в таком возбужденно-угнетенном состоянии многие из юных экзаменующихся приходят на испытания…

Сегодняшние 10-летние «абитуриенты» вдобавок ко всему прочему были напуганы слухами о том, что результаты вступительных испытаний по русскому языку и математике будут аннулированы. В СМИ появилась информация, что накануне экзамена по математике отдельные граждане получили эсэмэску с указанием точного номера задания. Эта «острая» информация быстро разнеслась по просторам Инета: вот и мы ничем не хуже россиян, у которых продаются задания ЕГЭ. И завертелось… Не совсем умные взрослые понесли эту новость детям, а их и так уставший от учения и нервных потрясений мозг стал делать выводы… Вследствие чего всякий замеченный перед экзаменом со сборником в руках считался именно тем, кто получает «счастливые» эсэмэски.

В нынешнем году во вступительных испытаниях в пятые гимназические классы Минска участвовали 5.237 выпускников начальной школы. Средний конкурс по 50 гимназиям города составил 1,3 места на человека. По итогам вступительной кампании в 164 гимназических класса были зачислены 4.028 учеников. Из них 64 процента ранее обучались в начальных школах при гимназиях и 36 процентов — в других учебных заведениях. Средний проходной балл по гимназиям Минска — 48,8. Самый высокий проходной балл — 55 — был традиционно в гимназиях № 2, 12, 13. В половине гимназий проходной балл был выше среднего. 193 учащихся подтвердили на экзаменах свои высокие годовые отметки, их балл был максимальным — 60.

Кстати, сборники заданий для поступления в гимназические классы продаются в обычных книжных магазинах. Все дети, которые планировали поступать в гимназию, решали контрольные и писали диктанты из этих сборников. Например, экзаменационный диктант этого года по русскому языку писал по весне весь наш класс. В сборнике заданий по математике 200 работ. Мы с сыном их все рассмотрели. Выходит, что сборники — это как лотерея, где один из 200 вариантов будет счастливым. Я не учитель, но уверена: если ребенку, который никогда в школе не писал диктанты на оценку выше 5 баллов, предложить во время испытания текст, который он читал за час до начала экзамена или даже накануне, то он всё равно сделает довольно много ошибок.

Своевременным было решение Министерства образования об объявлении задания третьего испытания (по белорусскому языку) по телевидению. Хорошее решение для прекращения распространения слухов…

Мы настолько привыкли к различным экзаменам, что не рассматриваем иных вариантов отбора детей. А для 10-летних испытуемых их точно необходимо было бы поискать. По моим наблюдениям, дети сдают экзамены в пределах своих годовых отметок плюс-минус самое большое два балла. Если ребята подтверждают свои годовые отметки, то нельзя ли принимать их в гимназические классы по этим отметкам? Можно, конечно, для знакомства включить еще и собеседование.

Читайте также:  С неба звезды хватают

Мы настолько привыкли к различным экзаменам, что не рассматриваем иных вариантов отбора детей. А для 10-летних испытуемых их точно необходимо ­было бы поискать.

Все родители, с которыми я обсуждала эту тему, со мной согласились: экзамены нервируют и общество, и детей, можно вполне и без них обойтись. Уже во время учебы в школе каждый педагог (да и каждый родитель!) видит, кто из детей способен к наукам, а кому лучше идти заниматься творчеством, спортом и там достигнуть высоких результатов. Нужно просто доверять учителям. А мы всё пытаемся уличить их в непрофессионализме.

Учителей контролируют со всех сторон — родители, администрация, управление образования, министерство, просто досужие граждане. Уверена: массового завышения оценок учителями при отмене экзаменов не будет.

Мне кажется, страх перед неправильной оценкой, поставленной педагогом, рождается из нашего неумения общаться друг с другом. Почему мы не доверяем сами себе и учителям? Нам постоянно нужны контролирующие. А с этой наделавшей много шума эсэмэской выходит, что и конт­ролирующим нужны конт­ролирующие. Тотальный контроль какой-то получается. А как говорят умные люди, жесткий контроль не только может убить инициативу и творчество, но и отрицательно сказывается на таких качествах, как ответственность и самостоятельность.

Еще один довод против экзаменов — они дарят слабому ученику мнимую надежду: «Да, учился я не то чтобы очень, но есть же еще удача…» И это «а вдруг» превращается в «как обычно». И слезы. И разочарования. И обида…
А если бы ребенок в 3-м классе, когда начинают выставлять отметки, осознал, что только тот, кто учится, например, на отметки не ниже 8 баллов, может стать гимназистом, он, возможно, по-другому относился бы к учебе. Возможно, тогда и после окончания средней школы не было бы такого ажиотажа по поводу высшего образования. А так получается, что мы приучаем наших детей не к учебе, а к сдаче экзаменов.

Мне зачисление в гимназические классы видится таким. Лучшим ученикам учитель рекомендует поступать в гимназические классы; гимназии собирают заявления родителей, проводят собеседование (с родителями и детьми), а потом администрация гимназии САМОСТОЯТЕЛЬНО принимает решение, кто будет ее учеником, какое количество учеников она может принять. Не нужно забывать, что гимназии сами заинтересованы в талантливом ученике. Им тоже нужны олимпиадники, рейтинг, статистика, имидж. И они на самом деле будут отбирать лучших из заявившихся (пусть и с долей погрешности).

Размышляя о будущих гимназистах, я вспоминала прочитанное о финских школах. Финская система образования признана лучшей в мире, там всё направлено на благо учеников. В этой стране учитель сам себе департамент и управление образования. Учителям принято доверять. Именно полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности — основа основ финской педагогики. Почему бы ей не стать примером для подражания?

Гимназия № 29 завоевала славу одного из лучших учреждений образования Минска, когда еще именовалась 51-й школой. Дети, мечтающие изучать физику, стремились учиться именно здесь. Сегодня в гимназии один из самых высоких конкурсов в столице. В этом году при проходном балле 53 в пятые гимназические классы были зачислены 100 детей.

— Каждому руководителю гимназии, да и вообще любого учебного заведения, хочется, чтобы у него учились самые лучшие дети, — говорит Виктор Пшиков, директор гимназии № 29. — Я не большой сторонник экзаменов в той стрессовой форме, в которой они сейчас проводятся, но другого варианта отбора детей пока не вижу. И я против того, чтобы детей отбирали в гимназию по среднему баллу за годовые отметки. Потому что не всегда верю в объективность отметок, выставляемых по итогам учебного года в отдельных учреждениях. К сожалению, во многих случаях идет «натягивание» оценок. Кроме того, стала распространяться мода на репетиторство. Есть много субъективных факторов, которые не в полной мере отражают истинный уровень знаний учащихся. Поэтому в данной ситуации экзамен — самый приемлемый вариант отбора детей в гимназические классы. При этом средний балл за годовые отметки по трем предметам я бы отменил.

Ежегодно во время экзаменационной поры возникает много шума. Но сегодня легко, например, с помощью Интернета организовать трансляцию открытия пакетов с заданиями. И тем самым снять волнение.