Культура

Привет от Верещагина

Культурные и исторические сокровища, спасенные белорусскими таможенниками при попытке незаконного вывоза за границу, показывают в Национальном историческом музее

Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру, — говорил известный кинотаможенник Верещагин. — Мне за державу обидно». Эту мысль начальник отдела координации борьбы с контрабандой Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Гарифов выразил так:

— Предметы старинные, редкие — наследие белорусского народа, где бы они ни были изготовлены. Не даем их вывозить из страны. В тайниках автомобиля, в ручной клади чаще всего прячут предметы культа, например иконы. Все найденное передаем специалистам на экспертизу. На этом наша миссия заканчивается…

— И начинается работа экспертов, после чего раритеты уходят в музеи, — подхватил директор Брестского областного краеведческого музея Алексей Митюков. — Этим занимается специальная комиссия Минкульта. С помощью художественно-исторического конфиската она помогла обустроить, к примеру, музейные экспозиции Несвижского и Ружанского дворцовых комплексов.

Владимир Гарифов: «Художественный конфискат радует и духовно обогащает тысячи посетителей музеев».

Больше всего ценных предметов (5 тысяч экспонатов), задержанных таможенным «ситом», находятся в единственном на территории СНГ музее «Спасенные художественные ценности» — филиале Брестского областного краеведческого музея. Филиал открылся в 1989 году. На конец ­1980-х — начало 1990-х пришелся пик контрабанды. Теперь такого не наблюдается. В текущем году, отметил директор, конфискат на хранение еще не поступал.

На выставке «Спасенные ценности» представлено более 300 предметов — иконы, посуда, картины XVIII-XX веков. Изумляет своей красотой рижский хрусталь, эмальерные изделия знаменитой в царской России фирмы Павла Овчинникова, ростовская финифть, серебряные кавказские пояса и кинжалы в серебряной оправе, медная посуда из Средней Азии… Передвижная выставка «Спасенные ценности» уже побывала в России, Польше, Украине. В Минске она представлена в контексте долгосрочного проекта «Культура не знает провинции».