Персоны

Лепкота!

На киностудии «Беларусьфильм» в самом разгаре съемки мультика из пластилина. Наш корреспондент узнавал, зачем бобру несколько хвостов и на что можно потратить десятки килограммов пластичного материала

Несмотря на свои давние традиции, техника пластилиновой анимации для Беларуси в диковинку. В этом жанре у нас практически никто не работал. До недавних пор. Новый мультфильм расскажет о гербе Бобруйска и станет одной из шести мультипликационных зарисовок из нового сборника о белорусской геральдике — «Аповесць мінулых гадоў — 6». Кроме города на Березине в нем поведают о Лельчицах, Лиде, Пинске, Слуцке и Городке.

— История получения Бобруйском герба довольна проста. Его даровала российская императрица Екатерина II за особые заслуги города в сплавлении мачтового леса на потребу Балтийского и Черноморского флота. Чтобы интересно подвести зрителей к этому факту, ввели двух главных героев — Бобра и Человека. Они знакомятся, строят город, отбиваются от врагов. Всего в мультфильме около 10 персонажей, включая и саму императрицу, — рассказывает режиссер картины Руслан Синкевич.

В нынешнем году он окончил Белорусскую государственную академию искусств. Внимание киностудии «Беларусьфильм» Руслан обратил на себя дипломным (таким же пластилиновым) мультфильмом под названием «Синяя собака», сделанным в тандеме с одно­группницей Мариной Лукьяновой. За основу дипломной работы (и в качестве музыкального сопровождения) была взята песня белорусского поэта Дмитрия Строцева. Мультфильм начинается с того, как мальчик, упражнявшийся дома в лепке, ненадолго бросает это занятие и выходит из комнаты. В это время комок пластилина, оставшийся на столе, превращается в злобную собачонку синего цвета. Она оказывается в пластилиновом мире и начинает творить там всякие безобразия. В итоге вернувшийся в комнату мальчик помогает обитателям сказочной страны справиться с вредным псом.

— После этой работы пластилин довольно прочно обосновался в моей жизни, — признается Руслан. — Поэтому когда «Беларусьфильм» предложил сделать мультфильм о гербе Бобруйска, то выбор материала был для меня очевиден. Мне выделили помещение, оборудование, закупили около 10 килограммов пластилина. Он хороший, испанский. Тот, который продают в наших канцтоварах, для мультфильма не подойдет, поскольку крошится и плохо смешивается. Количество пластилина, необходимое для создания картины, зависит от сюжета. Например, на «Синюю собаку» ушло больше 30 килограммов. Но там и мультфильм длиннее (четыре минуты против минуты сорока пяти секунд. — Прим. авт.), и действующих героев больше. Какие-то цвета используются чаще, какие-то — реже. Но всегда традиционно много расходуется белого пластилина. Из-за его универсальности.

Мультипликационный цикл «Аповесць мінулых гадоў» рассказывает об истории возникновения гербов городов Беларуси. С 2006 года отечественные аниматоры рассказали старинные предания о более чем двадцати населенных пунктах. Работа над новыми сериями «Аповесці» завершится в 2014 году.

По словам Руслана Синкевича, лепить мультфильм можно разными способами. Один из основных — полностью объемная анимация. По технологии создания она схожа с кукольной. Объемные модели героев вручную перемещаются аниматором внутри декораций. Таким образом снята, к примеру, лента «Брэк» Гарри Бардина.

Еще один вид — анимация плоских марионеток. Этим способом сделаны картины «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» Александра Татарского. Так же снимают и мульт­фильм о Бобруйске. Суть способа в следующем: персонажи и фоны с одной стороны вылепливают выпуклыми, а с другой — плоскими. Основная работа с ними происходит на стекле, над которым подвешена камера. Если в докомпьютерную эру аниматору нужно было использовать несколько ярусов из стекол (отдельно для героев и фонов), то сегодня достаточно одного. Персонажей покадрово снимают на зеленой подложке, а затем с помощью компьютера вживляют в запечатленные таким же образом фоны. Несмотря на, казалось бы, упростившуюся задачу, управлять марионетками по-прежнему непросто. Часть пластилина уходит на поддержание, скажем так, товарного вида персонажей. В процессе работы отдельные детали деформируются, загрязняются. Их приходится чинить либо лепить заново. Чаще всего страдают подвижные элементы: руки, ноги. Именно поэтому на рабочем столе у Руслана Синкевича — несколько заранее заготовленных лап, туловищ и хвостов для Бобра. Чтобы в случае выхода из строя какой-либо запчасти оперативно поменять ее на запасную. Одна из немногих деталей, которая в мультфильме о Бобруйске будет сделана не из пластилина, это зрачки персонажей. Они миниатюрные, а перемещать их нужно часто. Поэтому ради удобства и практичности эти элементы пластиковые.

Читайте также:  Георгий Вицин: Не надо суетиться

— Легче всего снимать простые повторяющиеся движения, которые потом можно зациклить на компьютере. Походку персонажа или полет птицы, — говорит Руслан. — Например, в мультфильме есть сцена, где Бобр и Человек вместе пилят дерево. На нее потребуется не очень много времени. А вот если речь идет о каких-то нестанадартных действиях (так называемых отыгрышах), которые вводятся в мультфильм с тем, чтобы оживить персонажей, придать им «человечности», то тут все сложнее. Если персонаж, допустим, вылазит из-под обугленных бревен, то интересно было бы видеть, что он чихает, а если быстро бежит — как спотыкается и падает. Все эти движения нужно продумывать заранее. Трудно дается взаимодействие героев друг с другом. К примеру, в танце или драке. Для реалистичного изображения подобных действий аниматор должен их сам отчетливо представлять. Иногда даже приходится, как актерам, репетировать перед зеркалом, а после делать наброски на бумаге.