Несколько событий международного форума театрального искусства «Теарт» в обзоре «МК»
Сплошная драма
Фестивалю «Теарт» всего три года. Но он уже сумел заслужить репутацию события не номинального. События, которое больше, чем показы спектаклей. «Теарт» — профессиональный и принципиальный разговор со зрителем. Мол, вот он, театр, но не тот, к которому мы привыкли. А тот, каков он есть в Западной Европе, России, Прибалтике. В нынешнем году команда фестиваля рискнула заявить в афише белорусскую программу из пяти премьер. Это PATRIS по пьесе Дмитрия Богославского, Сергея Анцелевича, Виктора Красовского, режиссер Сергей Анцелевич. «Кратковременная» по пьесе Константина Стешика, режиссер Семен Александровский. «Печальный хоккеист» по пьесе Павла Пряжко, режиссер Дмитрий Волкострелов. «Тихий шорох уходящих шагов» по пьесе Дмитрия Богославского, режиссер Шамиль Дыйканбаев. «Ремонт», автор идеи и режиссер — Вячеслав Иноземцев. И тем самым представила минскому зрителю драматургов, которые живут и пишут в Беларуси. Но, парадокс, пьесы их ставят в российских театрах, а не в наших (если и ставят, то скорее в порядке исключения из правил).
О чем шепчут стены
Режиссер и автор идеи французского спектакля «Шепот стен» — Виктория Чаплин-Тьере, дочь Чарли Чаплина. Главную роль исполняет внучка великого комика — Аурелия Тьере.
Чаплин-Тьере любит превращать привычные вещи — картонные коробки, пузырчатую упаковку, зонтики, лестницы, ступеньки, всё что угодно — в загадочных существ из сновидений. «Шепот стен» — динамичный мрачный мир, где движутся и рушатся стены и фантазия не имеет границ.
Аурелия Тьере обладает утонченной, магической красотой актрисы немого кино. Она актриса, фокусник и танцовщица, благодаря чему легко перевоплощается, например, в грандиозное экзотическое существо, лишь водрузив на голову дамскую сумочку. «Шепот стен» начинается с того, что героиню выселяют из дома, предназначенного под снос, она оказывается на улице среди коробок с вещами, но не желает терять воспоминания, связанные с домом, в котором жила. И вот она срывается в фантастическое бегство, метафизическое путешествие по стенам и сквозь стены, в прошлом и настоящем…
Лир навыворот
Спектакль «Лир», который Константин Богомолов поставил для питерского театра «Приют комедианта», в России в числе нашумевших. Упоминание имени Шекспира в этом случае не обязательно. Хотя в афише и значится «по мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». Итак, 1941-й. Глава СССР проклял младшую дочь, и она эмигрировала в Германию. Дальше — больше. Мужские роли в спектакле играют женщины, женские — мужчины. Самого Лира — Роза Хайруллина.
Одни театральные критики после премьеры спектакля упрекали режиссера в том, что он увлекся формой и упустил содержательность. Другие назвали прорывом как для самого постановщика, так и для российского театра.
Спектакль длиной в восемь часов
Shoot/GetTreasure/Repeat преподносится создателями как «музей 16 пьес».
Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский при участии Александра Вартанова поставили спектакль для питерского независимого театра Post. Действие происходит одновременно в четырех залах. Зритель сам решает, что и в какой последовательности смотреть. Актеры выполняют функции музейных смотрителей.