Культура

ТЕАРеТизация

Несколько событий международного форума театрального искусства «Теарт» в обзоре «МК» 

Сплошная драма

Фестивалю «Теарт» всего три года. Но он уже сумел заслужить репутацию события не номинального. События, которое больше, чем показы спектаклей. «Теарт» — профессиональный и принципиальный разговор со зрителем. Мол, вот он, театр, но не тот, к которому мы привыкли. А тот, каков он есть в Западной Европе, России, Прибалтике. В нынешнем году команда фестиваля рискнула заявить в афише белорусскую программу из пяти премьер. Это PATRIS по пьесе Дмитрия Богославского, Сергея Анцелевича, Виктора Красовского, режиссер Сергей Анцелевич. «Кратко­временная» по пьесе Константина Стешика, режиссер Семен Александровский. «Печальный хоккеист» по пьесе Павла Пряжко, режиссер Дмитрий Волкострелов. «Тихий шорох уходящих шагов» по пьесе Дмитрия Богославского, режиссер Шамиль Дыйканбаев. «Ремонт», автор идеи и режиссер — Вячеслав Иноземцев. И тем самым представила минскому зрителю драматургов, которые живут и пишут в Беларуси. Но, парадокс, пьесы их ставят в российских театрах, а не в наших (если и ставят, то скорее в порядке исключения из правил).

О чем шепчут стены

Режиссер и автор идеи французского спектакля «Шепот стен» — Виктория Чаплин-Тьере, дочь Чарли Чаплина. Главную роль исполняет внучка великого комика — Аурелия Тьере.

Чаплин-Тьере любит превращать привычные вещи — картонные коробки, пузырчатую упаковку, зонтики, лестницы, ступеньки, всё что угодно — в загадочных существ из сновидений. «Шепот стен» — динамичный мрачный мир, где движутся и рушатся стены и фантазия не имеет границ.

Аурелия Тьере обладает утонченной, магической красотой актрисы немого кино. Она актриса, фокусник и танцовщица, благодаря чему легко перевоплощается, например, в грандиозное экзотическое существо, лишь водрузив на голову дамскую сумочку. «Шепот стен» начинается с того, что героиню выселяют из дома, предназначенного под снос, она оказывается на улице среди коробок с вещами, но не желает терять воспоминания, связанные с домом, в котором жила. И вот она срывается в фантастическое бегство, метафизическое путешествие по стенам и сквозь стены, в прошлом и настоящем…

Лир навыворот

Спектакль «Лир», который Константин Богомолов поставил для питерского театра «Приют комедианта», в России в числе нашумевших. Упоминание имени Шекспира в этом случае не обязательно. Хотя в афише и значится «по мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». Итак, 1941-й. Глава СССР проклял младшую дочь, и она эмигрировала в Германию. Дальше — больше. Мужские роли в спектакле играют женщины, женские — мужчины. Самого Лира — Роза Хайруллина.

Одни театральные критики после премьеры спектакля упрекали режиссера в том, что он увлекся формой и упустил содержательность. Другие назвали прорывом как для самого постановщика, так и для российского театра.

Спектакль длиной в восемь часов

Shoot/GetTreasure/Repeat преподносится создателями как «музей 16 пьес».
Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский при участии Александра Вартанова поставили спектакль для питерского независимого театра Post. Действие происходит одновременно в четырех залах. Зритель сам решает, что и в какой последовательности смотреть. Актеры выполняют функции музейных смотрителей.