Потребительский клуб

Вы спрашивали

На вопросы отвечает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша 

Как по сердцу ножом

Купили кухонный комбайн, через месяц сломался нож в мясорубке. В сервисном центре ответили: нож — расходный материал, и заменять или ремонтировать его отказались. Правомерно ли это?

Внимательно прочитайте инструкцию по пользованию комбайном. Если там указано, что нож относится к сменным деталям, то вам придется самостоятельно оплачивать его замену. Если же в инструкции не оговорено, что нож является сменной деталью, то в пределах гарантийного срока службы сервисное облуживание должно производиться бесплатно.

Примерить платье белое

В магазине продавец отказалась дать примерить белое платье. Объяснила: если каждый станет примерять, то платье потеряет товарный вид.

В данном случае нарушены права потребителя. Товар должен быть продемонстрирован в использовании. То есть продавец обязан предоставить возможность примерить платье, независимо от его цвета.

Хочу с витрины!

Не раз просила продать товар с витрины, но продавцы отказываются, объясняя, что это образец.

Это нарушение Правил осуществления розничной торговли. Знайте, на витрины выставляют образцы только тех товаров, которые имеются в наличии. По требованию покупателя товар с витрины может быть продан после проверки его качества. Исключение составляют образцы, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем.

Кухня с сюрпризом

Наша семья заказала в одной столичной фирме кухонный гарнитур. Мебель доставили в установленное время, но покупка была распакована спустя две недели — после окончания ремонта в квартире. В коробках ожидал «сюрприз»: все стулья и шкафчики были в трещинах. Покупатели высказали претензии фирме. Ее представитель приехал, составил акт проверки и уехал, пообещав в течение трех дней вернуться. Время прошло, а от сотрудника фирмы ни слуху ни духу.

В таких случаях следует направлять свои требования в письменном виде заказным письмом с уведомлением на имя директора фирмы. Недобросовестная контора обязана компенсировать полную стоимость мебели и моральный ущерб, а также выплатить неустойку (один процент от стоимости за каждый просроченный день).

Может, и не кожа

В магазине уверяли: туфли — из натуральной кожи, но в обувной мастерской сказали, что обувь из заменителя. Что делать?

Нужно обращаться к продавцу, который обязан принять товар на экспертизу за свой счет в случае, если гарантийный срок еще не истек. О месте и времени ее проведения магазин должен известить потребителя письменно. Но если специалисты признают, что туфли сделаны из кожи, то покупатель вынужден будет возместить стоимость проведенных исследований.

Если гарантийный срок истек, можно провести экспертизу у независимого эксперта, в том числе из Белорусского общества защиты потребителей. Если окажется, что туфли сделаны все-таки из кожзаменителя, следует предъявить претензию продавцу и потребовать с него возврата денег за обувь и проведенную экспертизу.

От жилетки рукава

Заказала себе в ателье костюм. Швея выполнила работу плохо — все пошито криво, а рукава вообще на размер меньше…

В таком случае можно потребовать безвозмездного устранения недостатков. Если это возможно, конечно. Или настоять на том, чтобы швея пошила новый костюм, но уже из своего материала.

В ателье нет нужной ткани? Требуйте выплаты двукратной стоимости материала. А также денег, заплаченных за пошив.