Образование

По проШЕФствии времени

06,01,01Шефство — это не спонсорская помощь, а взаимовыгодное сотрудничество, считает директор средней школы № 200 Алла Шестакова

06,01,01Со своими шефами коллектив школы дружит. И дружбой этой очень дорожит. Оценивают ее не по количеству денег, потраченных на нужды школы, а по вниманию к проблемам, участию в образовательном процессе.

У 200-й два шефских предприятия — «МАЗ-Купава» и «Белдорсвязь». Сотрудничество с первым началось более 20 лет назад. Учебное учреждение и предприятие созданы в один год — 1990-й. Тогда на базе одного из цехов Минского автомобильного завода начали производить туристические прицепы. А руководство «Белдорсвязи» само обратилось с инициативой в исполком Заводского района.

Как вспоминает директор Алла Шестакова, с руководителями обоих предприятий она познакомилась во время выборов — в здании средней школы размещались участки для голосования.

— У нас взаимовыгодное сотрудничество, — характеризует партнерские отношения с шефами Алла Григорьевна. — И оно строится не только на материальной помощи нам. Хотя и без этого не обходится. Например, сейчас «МАЗ-Купава» делает капитальный ремонт помещения, где разместится малый спортивный зал для начальной школы. Наше учреждение расширяется, существующих двух спортивных залов для проведения всех уроков физкультуры уже не достаточно. Я нечасто обращаюсь к шефам за помощью, понимаю — у них свои проблемы. Поэтому руководители предприятий знают — если прошу, значит, другого выхода нет. И никогда не отказывают.

По инициативе заместителя директора «МАЗ-Купавы» Владимира Воробьева в школе создан шахматный клуб. Предприятие закупило для этой цели необходимую мебель, игральные доски, часы и позаботилось о тренере. Шефы доказали — им не все равно, чем занимается в свободное время детвора.

У «МАЗ-Купавы» есть сельскохозяйственное предприятие «Купава-агро», продукцию которого предлагают не только своим сотрудникам, но и педагогам 200-й школы. Ко Дню учителя, например, привезли мед.

06,01,02Работники «МАЗ-Купавы» приглашают учителей в свою команду для участия в туристическом слете. Вместе преодолевали полосу препятствий, рисовали боевые листки. Вместе радовались победам и огорчались неудачам. Трудовая молодежь приходит в спортивные залы школы, чтобы поиграть в футбол и баскетбол со старшеклассниками.

В школе также знают, в каких работниках, специалистах нуждаются предприятия-шефы.

— «Белдорсвязи» нужны программисты, инженеры, а «МАЗ-Купава» испытывает потребность в рабочих кадрах, — говорит Алла Григорьевна. — Многие родители наших учеников работают на этих предприятиях. И даже некоторые выпускники 200-й уже там трудятся. План профориентации разрабатываем совместно с шефами. В нем обязательно намечаем встречу специалистов обоих предприятий со старшеклассниками. Наши ученики также выезжают на производство, знакомятся с условиями труда, продукцией.

 

  • Средняя школа № 200 открыта в сентябре 1990 года. Ее ученики с первого класса выбирают для дополнительных занятий одно из четырех эстетических направлений — музыкальное, хореографическое, театральное и декоративно-прикладного творчества. Таланты демонстрируют на различных выставках, выступают с концертами, в том числе в детских домах. Ученики 200-й школы — победители республиканских и международных творческих конкурсов. Таких, например, как «Лістападзiк», «Другим взглядом» (Польша), «Краса WEEK».

 

Ежегодно коллектив школы устраивает для шефов концерты — ко Дню машиностроителя, к Новому году, к праздникам 23 февраля и 8 Марта, а также ко Дню Республики. У «МАЗ-Купавы» есть несколько цехов-филиалов — в Колядичах, Березинском районе. Концерты устраивают непосредственно на производстве. Специально для этого создана разборная сцена. Программу готовят совместно педагоги и ученики, а летом — только взрослые.

Работники «МАЗ-Купавы» с удовольствием принимают у себя школьные коллективы — фольклорный «Кірмаш», театр эстрадной песни «Музычная альтанка», ансамбли скрипачей и гитаристов, танцевальные — «Озорники», «Золотая пчелка», «Карнавал».

Также ученики готовят по заявкам шефов подарки и сувениры. Над ними трудятся участники народного коллектива «Творчая скарбонка».

На вопрос, почему не всем руководителям учреждений образования удается наладить контакт с шефами, Алла Григорьевна отвечает:

— Это в первую очередь определяется мудростью руководителей как школ, так и предприятий. Считаю, чем меньше между шефами и учреждениями образования обязательств по финансовой и другой помощи, тем лучше. Нам повезло с руководителями шефских организаций. Директор «МАЗ-Купавы» Семен Борисович Лившиц — мудрый, глобально мыслящий человек. Он понимает, что кроме работы у людей должны быть хороший отдых, культурная жизнь, мероприятия, объединяющие и поддерживающие моральный дух коллектива. Когда предприятие праздновало свой юбилей во Дворце культуры Минского автомобильного завода, Семен Борисович выступал на нем с концертным номером — играл на баяне. В отличие от «МАЗ-Купавы» с «Белдорсвязью» у нас, можно сказать, только налаживаются отношения. Уверена: они будут такими же плодотворными и успешными, ведь директор Николай Владимирович Бичан и хозяйственник хороший, и мудрый руководитель.

 

Компетентно

Какие документы регламентируют деятельность шефствующих организаций и как сделать сотрудничество шефов со школами более плодотворным? За комментариями наш корреспондент обратилась к председателю комитета по образованию Мингорисполкома Михаилу Мирончику

— Шефствующие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», — пояснил Михаил Владимирович. — Согласно этому нормативному акту, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе оказывать организациям, в том числе учреждениям образования, безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, товаров, работ, услуг. Причем добровольно и безвозвратно. Требование же такой помощи законом запрещено. Шефы могут помочь школам в создании и укреплении материально-технической базы, выпуске учебных изданий и средств обучения, организации питания учащихся. Стороны заключают договор, примерная форма которого утверждается Советом Министров. В нем указываются организация, индивидуальный предприниматель, предоставляющие безвозмездную помощь, ее получатель, цель и размер помощи, а также виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти денежные средства. Кроме того, прописывается порядок представления получателем отчета шефской организации о целевом использовании безвозмездной помощи и некоторые другие данные.

— Учреждения образования сами выбирают себе шефов?

— Перечни предприятий и организаций, закрепленных за учреждениями образования с целью оказания шефской помощи в материальном и социальном развитии, утверждаются решениями районных администраций.

— Некоторые организации только числятся у той или иной школы шефами, но никак не помогают. Какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы это сотрудничество не было номинальным? 

— Считаю, что администрации учреж­дения образования необходимо активно налаживать контакты с руководством шефствующих предприятий, чаще приглашать на школьные мероприятия, знакомить с жизнью школы, ее достижениями и проблемами. Кроме того, согласно статье 140 Налогового кодекса Республики Беларусь от налога на прибыль освобождается прибыль организаций (в размере не более 10 процентов валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Беларуси бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, а также ряду общественных объединений, или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права.

— Насколько весомый вклад сегодня вносят шефствующие организации в укрепление материально-технической базы столичных учреждений образования?

— Ежегодно на заседаниях админист­раций районов анализируется степень участия шефствующих предприятий и организаций в подготовке учреждений образования к учебному году. В этом году вклад шефов составил 4,9 миллиарда руб­лей. Средства пошли на ремонт учебных классов, санузлов и пищеблоков, обновление фасадов, благо­устройство территорий и спортивных площадок.