Культура

Прошли в премьер-лигу

09,01,01Спектакли без актеров и по стихам хоккеиста. Чем запомнился белорусский блок фестиваля «ТеАрт»?

09,01,01Открытием Международного форума театрального искусства «ТеАрт» стал блок белорусских премьер. И если спектакль «Ремонт» привычно впечатлил очередным экспериментом театра «Инжест», то «выстрел» драматических премьер стал неожиданностью для пуб­лики. Эти спектакли поставлены по пьесам белорусских драматургов, востребованных за пределами нашей страны. Их ценность в том, что зритель смог увидеть совершенно непривычный для себя театр. Впервые в Беларуси практически одновременно появилось столько полноценных профессиональных спектаклей, созданных по новым текстам и в новых формах.

О «Тихом шорохе уходящих шагов» Дмитрия Богославского еще до начала фестиваля стали говорить как о самой удачной за последнее время премьере в Республиканском театре белорусской драматургии. Главный герой Александр после смерти отца переезжает в родительский дом, который сестры хотят продать. Мучаясь вопросом, любил ли его отец, слышит шорох знакомых шагов у старого колодца, за стенами, оклеенными пожелтевшими обоями. Получился искренний разговор на полутонах о сокровенном.

 

  • Все премьеры белорусского фестивального блока планируют показать в Минске повторно.

 

 

Спектакль Patris стал, пожалуй, самой смелой и злободневной постановкой фестиваля. В основе пьесы — компиляция реальных интервью с минскими прохожими на тему патриотизма, выдержек из материалов Интернета. Драматурги Дмитрий Богославский, Виктор Красовский и Сергей Анцелевич написали историю режиссера Насти и оператора Кости, снимающих документальный фильм о том, что значит слово «патриотизм» для их сооте­чественников.

— Когда мы снимали видео для спектакля, прохожий сказал на камеру: «Я патриот той страны, которой служу», — рассказывает исполнительница главной роли Кристина Казак. — Одна женщина на вопрос, что ее не устраивает в сегодняшнем понимании слова «патриотизм», долго и с испуганным видом рассказывала, что ее пугают иероглифы на стенах. Не сразу разобралась, что речь идет о граффити. И я поняла, что не нужно сотен интервью, чтобы выбрать пять парадоксальных.

Наиболее неоднозначную реакцию вызвала постановка по пьесе Павла Пряжко «Печальный хоккеист». Ставить ее пригласили российского режиссера Дмитрия Волкострелова, который нашел сценическое решение для многих текстов Пряжко в питерском театре Рost.

Показ проходил в галерее «ЦЭХ», где были выстроены декорации: две небольшие комнаты, разделенные бумажными стенами. В каждой есть экран, торшер, кресло, в котором сидит милая девушка, с улыбкой читающая стихи из личного дневника хоккеиста Игоря. Потом на экране появляется сам Игорь, который развешивает в раздевалке бумажные снежинки. Зрители слушают песню Аллы Пугачевой, смотрят домашнее видео спортсмена, выходят из зала — и оказываются в той самой раздевалке главного героя, рассматривают снежинки. Кто-то возмущается: «Разве это театр?» А кто-то восторгается новым театральным языком.

Необычен по форме спектакль «Кратковременная» российского режиссера Семена Александровского. В пьесе Константина Стешика сын разговаривает с отцом, который из-за проблем с кратковременной памятью не помнит, что они вернулись с похорон матери. Во время спектак­ля всего пятьдесят зрителей рассаживаются в огромном зале ДК профсоюзов. На сцене выстроена двухкомнатная квартира, где есть детская, спальня, кухня, зона отдыха, прихожая, кабинет.

— Мы искали реквизит и декорации в Интернете, в мебельных магазинах, по объявлениям, — рассказывает член дирекции фестиваля Елена Резвицкая. — Там ведь нужны были особая мебель 1970-1980-х годов, кухонная утварь, одежда для стариков, телевизор, пылесос, определенные торшеры, игрушки, санки… Мне кажется, это один из немногих спектаклей, которые стоит увидеть независимо от того, есть ли у тебя изначальный интерес.

Актеров на сцене нет. Возле каждой вещи лежат наушники, в которых звучат диалоги отцов и детей. По задумке режиссера, спектакль — своего рода тест на социальную активность современного человека: зрители должны подняться на сцену, чтобы услышать эти разговоры.

Через какое-то время рабочие начинают уносить все со сцены, пока она не становится пустой. Прелесть в том, что каждый зритель интерпретирует суть происходящего по-своему, видит свой спектакль, даже если остается в зале.

 

  • Международный форум театрального искусства «ТеАрт» проходил в Минске 2-21 октября. В его программу ежегодно входят лучшие спектакли со всего мира. В этом году были представлены театры России, Польши, Латвии, Франции, Германии, Венгрии, Израиля.