Официально

Предложения о наименовании составных частей г. Минска

В соответствии с решением Минского городского Совета депутатов от 12 марта 2008 г. № 127 «Аб найменаванні і перайменаванні праспектаў, вуліц, плошчаў і іншых састаўных частак г. Мінска» комиссия по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей г. Минска 31 октября 2013 года решила внести следующие предложения о наименовании составных частей г. Минска:

В микрорайоне Магистр:

1. «Вуліца Навуковая» — существующему проезду № 3.

2. «Універсітэцкі праезд» — существующему проезду от проспекта Независимости до проезда перед лесопарковой зоной.

3. «Вуліца Акадэміка Высоцкага» — проектируемой улице № 1 и проектируемой улице № 3.

 Справочно: Михаил Степанович Высоцкий (10.02.1928-25.02.2013) — академик НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор, Герой Беларуси, заслуженный деятель науки и техники БССР, заслуженный работник промышленности СССР.

Трудовую деятельность начал в 1946 г. на Минском автомобильном заводе слесарем-сборщиком, с 1949 г. — старший конструктор, ведущий конструктор, заместитель главного конструктора, главный конструктор Минского автомобильного завода, главный конструктор, начальник управления главного конструктора производственного объединения «БелавтоМАЗ». С 1975 г. — вице-президент Академии наук Беларуси, директор Научного центра проб­лем механики машин НАН Беларуси, генеральный директор Научно-инженерного республиканского предприятия «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси, генеральный конструктор по автомобильной технике Республики Беларусь, заместитель директора по научной работе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.

Под его руководством и при его личном участии созданы первые белорусские автомобили с минской маркой, создано шесть поколений автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 240 тонн (более 300 моделей), модульная конструкция автопоезда «МАЗ-2000», запатентованного в пяти ведущих странах и не имеющего аналогов в мировом автомобилестроении. Один из инициаторов организации в республике собственного крупномасштабного производства первых моделей автобусов Минского автозавода.

2. «Вуліца Ільі Капіевіча» — проектируемой улице № 2 от проектируемой улицы № 1 до улицы Кирилла Туровского.

Справочно: Илья Копиевич (1651-1714) — белорусский печатник и ученый, литератор и переводчик. Родился на Минщине. Учился в Слуцкой гимназии. С середины 1660-х годов находился в Голландии, где занимался печатным делом. В 1697 г. в Амстердаме познакомился с Петром I и стал его сподвижником. В 1698-1706 гг. составил, перевел и издал около 20 книг по истории, арифметике, латинской и русской грамматикам. Издал первую для восточных славян карту звездного неба. Создал пример шрифта, который сегодня используют в Беларуси, России и Украине. С 1708 г. жил в Москве. В 2014 году исполнится 300 лет со дня его смерти.

Проектируемая улица будет соединять микрорайон Магистр с районом возле Национальной библиотеки Беларуси, где улицы названы в честь известных белорусских просветителей Франциска Скорины, Кирилла Туровского, Петра Мстиславца.

В микрорайоне Сокол:

1. «Вуліца Антоненкі» — проектируемой улице № 13.

Справочно: Алексей Касьянович Антоненко родился 23 февраля 1911 года в деревне Васьковичи, ныне Славгородского района Могилевской области. Окончил школу ФЗУ. Работал слесарем железнодорожного депо в городе Дно Псковской области и помощником машиниста паровоза. С 1929 г. — в рядах Красной Армии. Окончив в 1932 году Ейскую военную школу морских летчиков, служил в ней инструктором. В сентябре 1938 г., будучи уже опытным командиром звена, прибыл на Краснознаменный Балтийский флот.

Участник боев с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол летом 1939 г., где провел около 40 воздушных боев и сбил в составе группы 6 самолетов противника. Затем служил в составе 13-го истребительного авиационного полка (10-я смешанная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота).

Зимой 1939-1940 годов участвовал в Советско-Финляндской войне. Еще до начала Великой Отечественной боевые подвиги Антоненко были высоко оценены: орден Ленина и медаль «За боевые заслуги».

С начала Великой Отечественной войны — на фронте. 25 июня сбил первый на Балтике вражеский самолет-бомбардировщик. На следующий день противник развернул действия против советской базы ВМФ на Ханко.

Авиация Балтийского флота, базировавшаяся на полуострове, с первых дней войны вела ожесточенные бои в воздухе. В исключительно сложных условиях пришлось действовать балтийским летчикам, которые обеспечивали вход и выход кораблей, прикрывали их с воздуха, вели воздушную разведку, корректировку огня береговых батарей, наносили удары по батареям и аэродромам противника, поддерживали десантников. В июльскую жару летчикам приходилось совершать до 10 вылетов в день.

Особенно успешно сражались заместитель командира эскадрильи капитан А.К. Антоненко и его ведомый лейтенант П.А. Бринько. Они первыми на Балтике сбили самолеты противника. Всего же за 34 дня своей боевой деятельности Алексей Антоненко уничтожил 11 самолетов противника в воздушных боях (5 лично и 6 в группе) и еще несколько — при штурме вражеских аэродромов.

14 июля 1941 года А.К. Антоненко и П.А. Бринько первым на Балтике было присвоено звание Героя Советского Союза.

23 июля пара советских асов атаковала вражескую базу летающих лодок и сожгла 4 из них, а
25 июля Алексей Касьянович Антоненко погиб при посадке на аэродром. Похоронен на полуострове Ханко (Финляндия).

Награжден орденом Ленина (дважды).

2. «Вуліца Дакутовіч» — проектируемой улице № 15 и проектируемой улице № 16.

Справочно: Докутович Галина Ивановна (1921-1943) — штурман 46-го гвардейского Таманского авиа­полка легких ночных бомбардировщиков. Совершила 136 боевых вылетов, младший лейтенант.

Родилась 20 февраля 1921 года в Гомеле. Окончила Гомельский аэроклуб (1938), училась в Московском авиационном институте. В 1941 году добровольцем ушла на фронт. Окончила Энгельскую авиационную школу. Еще в период обучения, зимой 1942 года, в качестве штурмана выполняла ответственные полеты на тяжелом транспортном самолете «ТБ-3».

Летом 1942 года получила тяжелое повреждение позвоночника. После лечения вернулась в полк, хотя у нее было отпускное свидетельство для лечения на 6 месяцев. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. После боевых ночных вылетов ее мучили боли в позвоночнике, но никто не слышал от нее ни одной жалобы.

Погибла при выполнении боевого задания над станицей Крымская (ныне г. Крымск) Краснодарского края. Похоронена в селе Русское Краснодарского края в братской могиле, где на мемориальной плите начертано ее имя. Награждена орденом Красной Звезды.

3. «Вуліца Шацілы» — проектируемой улице № 17.

Справочно: Шатило Михаил Федосеевич (22.11.2019-12.08.2013) — Герой Советского Союза, командир звена 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.

Окончил 10 классов средней школы и школу ФЗУ. Работал слесарем на станции Тайга Кемеровской области. В Красной Армии с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с декабря 1943 года. Воевал на 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. К апрелю 1945 года совершил 120 боевых вылетов на штурмовку войск противника. После войны продолжал службу в ВВС. С 1964 года — в запасе. Жил в Минске. Работал на производственном объединении «Горизонт». Умер 12 августа 2013 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома (220006, г. Минск, ул. Маяковского, 22, корп. 2) принимает мнения жителей города по предложенным наименованиям в течение 2 недель после публикации.