Школа в лицах

Наломать дров

10,01,01Как научить детей самостоятельности, а при необходимости и умению выживать в экстремальных условиях, знают педагоги Минского государственного туристско-экологического центра детей и молодежи

В это учебное заведение детей не нужно уговаривать ходить — сами бегут на всех парах. Впрочем, иначе и быть не может, ведь стараниями неравнодушных педагогов занятия здесь превращаются в увлекательное путешествие.

10,01,03Директор центра Леонид Северин:

— Первые соревнования по туризму тогда еще станция юных натуралистов провела в мае 1979 года на реке Удранке под Радошковичами. Это были 21-е городские туристские состязания пионеров и школьников. Почему сразу двадцать первые? Да потому что до открытия станции в Минске уже прошли два десятка соревнований: детский туризм в городе имел к тому времени богатую и интересную историю. С тех пор такие соревнования проводят ежегодно.

Когда-то воспитанники центра совершали свыше тысячи походов в год, в которых в общей сложности принимали участие до 15 тысяч человек. К сожалению, в настоящее время из-за отсутствия финансирования в столице снижается количество объединений туристско-краеведческого направления.

В центре стали традиционными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конференции юных краеведов, «звездные» походы, соревнования по экскурсионному ориентированию, экспедиции по местам боевой славы. Чуть больше десяти лет назад началась история туристских слетов учащихся Союзного государства. Они проводятся ежегодно. Так, в следующем году очередной слет должен состояться на территории Беларуси.

10,01,02Заместитель директора по методическому обеспечению Ольга Домничева:

— В центре работаю едва ли не со дня его основания. В ту пору на станцию юных натуралистов пришли в основном молодые сотрудники. Они были полны оптимизма, инициативы, творческих планов. Энергично учились на слетах, семинарах, соревнованиях, постигали азы туризма в походах, экспедициях, на экскурсиях. Многие сотрудники центра окончили областную и республиканскую школы туристского мастерства. Эти люди по натуре оптимисты и альтруисты, с большим запасом идей — как тогда, так и сейчас.

Я и сама тридцать лет вела различные кружки, ходила с детьми в походы. Последний, 2-й категории сложности был в 2010 году. Знаете, ребенок в таких суровых условиях раскрывается совершенно по-другому. Одно дело, когда вы общаетесь на занятии, и совсем другое — когда сидите вместе у костра. Нашим подопечным довелось побывать в водном походе в Карелии, на Кольском полуострове, в Карпатах…

В обычную школу дети приходят на занятия независимо от уровня мастерства учителя — потому что должны. Сюда же — только в том случае, если ты сможешь увлечь их своим направлением. И, конечно, очень жаль, что сегодня многое упирается в деньги. От нас требуют, чтобы мы зарабатывали. А как можно брать с ребенка деньги за то, что он приходит в кружок?

 

  • Ольга Домничева удостоена нагрудного знака «Отличник образования».

 

10,01,04Руководитель кружка «Компьютерная страна» Светлана Волосач:

— В моем кружке дети и подростки не просто постигают основы компьютерной грамотности, но и учатся работе с различными программами. Так, младшая группа — мальчики и девочки в возрасте от 10 лет — осваивает Paint, Word и PowerPoint. Причем с каждым годом уровень выполняемых задач растет. Приходят и ребята постарше, они изучают основы программирования. Поступив в средние специальные учебные заведения, продолжают ходить к нам — совершенствуют навыки.

Заместитель директора Татьяна Хрища­нович:

— Каждое лето наши кружковцы в возрасте 10-17 лет ходят в походы. Движутся по маршруту с двух-, трехдневными стоянками в разных местах. Побывали в национальном парке «Нарочанский край» на территории заказника «Голубые озера», на Вилейском водохранилище, в Свитязянском ландшафтном заказнике и Березинском заповеднике.

В таких походах дети несут дежурство: готовят еду, поддерживают огонь, носят воду, которую зачастую нужно набирать и за полкилометра от места стоянки лагеря. Не говоря уж о том, что учатся быть самостоятельными и обходиться без помощи родителей.

Поход 1-й категории сложности длится 8-9 дней, в среднем ребята должны пройти 100-120 километров. Руководителю, который сопровождает их, полагается иметь опыт похода 2-й категории.

10,01,05Заведующая отделом экологии и охраны природы Галина Андриевич:

— Работаю в центре с 1997 года, до этого — на станции юных натуралистов. В общей сложности выходит 30 лет в системе дополнительного образования детей.

Рядом со мной трудятся замечательные люди. К примеру, ученый, эколог и педагог Алексей Мухля ведет в центре клуб исследовательских экспедиций. Вместе с учащимися выполняет задание академии наук — занимается поисками черного аиста.

Марина Леушина, художник по образованию, организовала театр «Батлейка», театр экологической моды, вместе с детьми выступает с представлениями в музеях и Доме природы, библиотеках и кинотеатрах.

Наши педагоги прививают воспитанникам культуру бережного отношения к окружающему миру. Причем не на словах, а на деле. Например, совместно с городским лесничеством сажаем деревья. Отправляем экологические отряды в учреждения образования, которые находятся вблизи лесопарковых зон, для наведения там порядка.

Каждый год в осенне-зимний период проводим акцию по спасению лебедей на Свислочи. Не все, например, понимают, что кормить птиц не следует. Тем самым люди оказывают им медвежью услугу. Птахи привыкают к человеческой заботе и в дикой природе быстро гибнут. Поэтому организовываем своего рода информационные кампании — распространяем листовки о том, что так делать нельзя.

Ребята участвуют в природоохранных акциях, например «Поможем пернатому другу», ведут наблюдения за отдельными видами птиц, в особенности за редкими и вымирающими. Пробуют себя в конкурсах рисунков и других творческих работ.

 

  • В центре действуют кружки по пешеходному, водному, лыжному туризму, спортивному ориентированию, экоарту, флородизайну и другие.