Фотоальбом Евгения Коктыша

Надежда Микулич: голосок малиновки

23,01,01В СССР ее знали все. Когда Надежда Микулич запевала «Малиновку», радиоприемники и телевизоры делали громче. И почти всегда подпевали

23,01,01Надежда Микулич в детстве мечтала о сцене. В первом классе она, худенькая девочка, хотела стать балериной, но так растерялась на экзамене в балетной школе, что не смогла станцевать ровным счетом ничего. Через четыре года Надя попросила папу записать ее в класс по аккордеону. Инструмент дался девочке легко — на школьных утренниках она аккомпанировала всем, включая себя, когда пела. Однако о карьере артистки девушка тогда и не помышляла — решила стать учительницей пения, поэтому поступила в Гродненское музыкально-педагогическое училище на дирижерско-хоровое отделение. Там активная барышня создала вокально-инструментальный женский ансамбль, он играл на вечерах и танцах популярные песни. На третьем курсе музыкального училища Надежда выступала в самодеятельном ансамбле «Чараўнiцы». Именно в тот год, 1971-й, в Гродно приехали «Верасы», которым срочно требовалась девушка с хорошими вокальными данными. Кто-то вспомнил о Надежде.

— Представьте: к нам домой приходит делегация и уговаривает родителей отпустить дочку в столицу. Те, разумеется, ни в какую: надо закончить учебу. И ребята целый год ждали меня, хотя запросто могли найти другую вокалистку. Я, конечно, страшно боялась: вдруг забудут! Регулярно ездила в Минск на прослушивание. Но перед выпускным, когда шло распределение, комиссия не хотела слышать ни о каких «Верасах» и направила меня в Барановичи. И слезы проливала, и по чиновничьим кабинетам походила. А мне-то было всего 19 лет… Из Минска шлют телеграмму: выходите на работу, из Барановичей не отпускают. Я пошла на прием к заместителю министра образования. Он и дал мне открепление: очень легко, просто понял по-человечески. Пришлось вернуть училищу 30 рублей подъемных — в 1972 году это были приличные деньги. Но я все же оказалась в ансамбле и выкладывалась на каждом концерте, — рассказывает заслуженная артистка. — Мы постоянно репетировали. В поезде, автобусе на гастроли едем — поем. В гостинице опять распеваемся, играем. Приезжаем на площадку — снова поем.

Через три года после того, как Надежда Микульчик попала в ансамбль, он отправился на Всесоюзный конкурс артистов эстрады в Москву. И там белорусы… стали лауреатами. Вместе с победой пришла слава. Поступали и прекрасные предложения, например об участии вместе с Дином Ридом в фестивале дружбы советской и немецкой молодежи в ГДР. «Верасы» выступали много и с большим успехом. Но, как оказалось, всенародная слава ансамбля была впереди. Песня, которая надолго вошла в советские дома, попала в репертуар ансамбля случайно. Однажды Василий Раинчик, руководивший тогда «Верасами», экспериментируя на синтезаторе, придумал «свистящее» вступ­ление и загорелся идеей именно в такой аранжировке спеть эту бесхитростную песенку Эдуарда Ханка. Собрал «малый худсовет» у себя дома — кроме самого Раинчика и его жены были Александр Тиханович и Ядвига Поплавская. «Малиновка» не понравилась ни Ядвиге, ни жене композитора. Они сочли песню излишне простой. Но Раинчик проявил характер и настоял, чтобы «Малиновку» все же исполнили. Его поддержал Александр Тиханович. Вместе с На­деждой Микульчик он и спел «Малиновку». Интуиция не обманула руководителя ансамбля — очень скоро простая песня зазвучала на всех телеэкранах и по радио большой страны.

Читайте также:  Пластика дела

Тем временем у Надежды произошли большие перемены в личной жизни — она родила дочку.

— И тут вдруг обнаружилось: исчез голос. Сразу после родов. Совсем. Вначале я решила, что перенапряглась, накричалась во время родов. Думала, устали связки, со временем все пройдет. Но не проходило, — вспоминает артистка. — Обратилась к специальному врачу — фониатру. У меня оказалось несмыкание во всех регистрах. Знаете, какие мне дали рекомендации? Месяц молчать.

Надежда Анатольевна не скрывает, что хотела вернуться в «Верасы», как только закончится декретный отпуск. Но, время от времени созваниваясь с Ядвигой Поплавской, поняла: в коллективе ее уже не ждут, замена найдена.

— Это был очень тяжелый период, я не знала, что делать. Очень переживала и все-таки в душе на­деялась: а вдруг случится чудо. Но чуда не произошло, и после рождения дочки пошла работать в «Чараўнiцы», с которых и начинала карьеру, — рассказывает На­дежда Микулич.

Позже она выступала как солистка в Белгосфилармонии и «Белконцерте».

— Уходила из филармонии, когда уже выслуга лет позволяла мне оформить пенсию. Ничуть не жалею, — уверяет артистка. — В творческом плане я довольна. Будучи пенсионеркой, получила почетное звание заслуженной артистки.

В нынешнем году Надежде Микулич исполнилось 60 лет. Она до сих пор организовывает свои концерты и планирует выступления. Акустическая гитара, неизменная спутница, а также лирические и душевные песни, среди которых немало авторских, стали визитной карточкой певицы.