Новость дня Образование

Дело было в субботу

05,01,01В гимназии № 14 этот день на особом счету. Даже песню ему посвятили: «Субота ёсць субота, і я ў гімназію бягу. Цікавы там занятак для ўсёй сям’і знайду»

05,01,01В шестой школьный день дети приходят в гимназию с родителями и вместе творчески, познавательно, весело проводят время. На Республиканском конкурсе на лучший проект по организации шестого школьного дня коллектив учебного заведения получил диплом первой степени. А также отмечен Гран-при конкурса — 6 путевками на оздоровление детей во время летних каникул в «Зубренке». В лагерь отправятся ученики, которые входят в творческую группу игротехников. Именно они активные организаторы всех субботних дел.

Мал, да удал

В гимназии № 14 преподавание предметов ведется на белорусском языке. Поэтому и название проекта выбрали соответствующее — «Вялiкае сэрца маленькага беларуса».

— Маленькие белорусы — это наши ученики, — объясняет директор учреждения Мария Горохова. — И пусть они еще невелики по росту и возрасту, мы вкладываем в их ум те знания, умения, навыки, которые делают их большими людьми с чутким, добрым сердцем. Мне кажется, что самое главное в гимназическом образовании — не вырастить эгоистов-интеллектуалов.

Многие участники республиканского конкурса отметили удачное название проекта 14-й
гимназии, как, впрочем, и его наполнение. Вся подготовительная работа по шестому школьному дню строится по методике коллективного творческого дела Игоря Иванова. Согласно ей, в понедельник собирается инициативная группа детей (совет дела), которые обдумывают мероприятия на субботу. Во вторник предложенные идеи вывешивают для всеобщего обсуждения. В четверг и пятницу идет активная подготовка и окончательно утверждается программа. На сайте и стенде гимназии помещена реклама субботних событий. А в понедельник снова собирается совет дела для анализа: что получилось, а что — нет.

Все мероприятия сопровождают игротехники — группа учеников 5-9-х классов, прошедших обучение. Для ребят даже пошиты специальные костюмы, чтобы их легко было узнать среди других гимназистов. Игротехники встречают участников субботних дел у стенда — путеводителя по шестому школьному дню, помогают каж­дому определиться, чем бы хотел заняться.

 

  • В основе методики КТД (коллективно-творческое дело) три основные идеи: коллективное (совместная работа взрослых и детей); творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых) и дело (занятие, действие как забота об улучшении жизни). Эта деятельность направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.

 

Ярмарка идей

Пространство гимназии разделено на 10 воспитательных площадок. Например, на одной под названием «Олимпийцы» проходят спортивные состязания.

— В чем их особенность? В них обязательно принимают участие родители, — говорит Мария Ивановна. — Так, если команда состоит из 17 человек, то в ней должно быть 5 взрослых. Поскольку гимназия стала площадкой для фестиваля «Золотая рыбка» чемпионки мира и призера Олимпийских игр Александры Герасимени, готовимся к проведению водных состязаний.

«Школа лидера» работает под руководством педагога-организатора. Туда приходят активисты детских общественных организаций — члены БРСМ, пионеры и участники гимназического объ­единения «Наследники».

В «Стране мастеров» собираются те, кто умеет создавать интересные вещи своими руками или мечтает этому научиться.

— Работу этой площадки будут направлять не только учителя, — отмечает директор. — Соберем родителей, которые занимаются творчеством, рукоделием, они будут проводить обучающие мастер-классы для детей и взрослых. По итогам организуем выставки работ.

В музее истории партизанской славы запланированы мероприятия, посвященные 70-летию осво­бождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. А в выставочных залах «Беларуская сялянская хатка», «Белорусские народные музыкальные инструменты» проводятся народные обрядовые праздники.

В мае в гимназии проходил конкурс «Ярмарка идей», на котором учителя и ученики предлагали свои проекты. Лучшие вошли в план воспитательной работы на учебный год. Среди ученических самым интересным оказался проект по организации необычных дискотек — кроме танцев ребятам предлагают послушать информацию, например об известных рок-музыкантах.

Учительский проект-победитель посвящен 75-летию Заводского района, на территории которого и находится гимназия. Ребята с педагогами задумали составить летопись своего района. Каждый класс получил задание — рассказать о любимых уголках, пройтись по улицам, узнать, в честь кого они названы, поведать о славных людях региона. Презентация наработок по проекту будет показана в шестой школьный день.

Семейный дневник

Каждую субботу, естественно, не будут работать все 10 площадок гимназии, но 4-5 — обязательно.

— Всем родителям наших учеников с 1-го по 11-й класс выдан «Дневник семьи», куда вносятся сведения об их участии в мероприятиях шестого школьного дня, — рассказывает Мария Горохова. — В апреле подведем итоги, самые активные получат право в течение месяца два раза в неделю всей семьей посещать бассейн. Таким образом привлекаем мам и пап к совместному времяпрепровождению. Например, в одну из суббот к нам пришли 97 детей и 53 родителя. К слову, в гимназии 532 ученика, 352 из них воспитываются в полных семьях. Такая благополучная обстановка далеко не в каждом учебном учреждении.

 

  • В Республиканском конкурсе на лучшую организацию шестого школьного дня отмечены дипломами три минских проекта. Самую высокую награду — диплом первой степени Министерства образования в номинации «Создай свой бренд» и Гран-при конкурса — получила разработка гимназии № 14 «Вялiкае сэрца маленькага беларуса». Диплома второй степени в номинации «Лучший инновационный проект» удостоена программа «Проffстиль шестого школьного дня» средней школы № 76. Дипломом третьей степени в номинации «Растим патриотов Беларуси» отмечен проект «Маленькими шагами в большой мир» средней школы № 83 имени Г.К. Жукова.
  • Все эти учреждения образования — ресурсные центры по воспитательной работе.

 

Для родителей шестой школьный день — возможность лучше узнать своих сыновей и дочерей. Мамы и папы видят, как их дети ведут себя в окружении сверстников, какие интеллектуальные, познавательные, развлекательные, спортивные состязания им нравятся, к чему у них склонности…

В конце года в учреждении традиционно проходит большое празднество — «Гимназист года». Теперь там появится новая номинация — «Самый активный творческий участник шестого школьного дня». Как отмечает директор, ими точно не будут старшеклассники, так как они уже готовятся к поступлению в вузы и в шестой школьный день в основном посещают факультативные занятия. Самые активные — учащиеся 5-8-х классов. В этом возрасте ребятам хочется во всем себя попробовать, продемонстрировать таланты.

По шестому школьному дню гимназисты строят новые планы. Возможно, скоро эти субботы станут открытыми для учеников соседних учебных заведений и даже для друзей из других городов и стран. В задумках — провести День дружбы, собрать на нем представителей всех учреждений образования, с которыми гимназисты сотрудничают: из Украины, России, Кореи, Великобритании. И рассказать им о своей стране, познакомить с традициями, научить белорусским песням.