Экономический курьер

Бизнес под «ключ»

business teamwork - business men making a puzzle over a white backgroundХотите стать владельцем брендовой компании — купите франшизу

business teamwork - business men making a puzzle over a white backgroundСоздавать бизнес собственными силами с нуля интересно, но сложно. Стоит отметить, что шанс выжить у такого дела в десять раз меньше, чем у организованного с помощью франчайзинга. К его преимуществам также относят сведение к минимуму рисков для инвесторов в новом бизнесе. Восемь из десяти франчайзинговых компаний оказываются успешными, так как используют проверенную и эффективную бизнес-модель. Кроме того, такой фирме потребуется меньше расходов на рекламу и раскрутку бренда.

 

  • В Минске по франшизе работают рестораны «IL Патио», Friday’s, пироговые Stolle, гостиница Crown Plaza, обувные салоны Opinions.

 

Правда, при всех достоинствах франчайзинга в нашей стране он развивается пока еще медленно.

— В Минске зарегистрировано около 50 франшиз. Эта цифра не соответствует емкости рынка в настоящее время, — отметил начальник комитета экономики Мингорисполкома Антон Краевский.

— Жители столицы, а также Гродно ищут франшизы известных мировых брендов или концепции с изюминкой, того, чего еще нет на нашем рынке, — рассказала председатель ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева. — В остальных регионах предприниматели отдают предпочтение проверенной идее, адаптированной к нашим условиям. У них большим спросом пользуются белорусские франшизы, так как есть возможность воочию посмотреть, как это работает на практике, да и по объемам инвестиций они дешевле.

 

  • Размер роялти и вступительного (паушального) платежа устанавливается индивидуально, минимальный размер составил 10 миллионов, максимальный — более 1,5 миллиарда рублей.

 

Что касается отраслей, то лидер — общественное питание и розничная торговля. Хотя много желающих заниматься выпуском товаров.

— Мы не можем удовлетворить все запросы такого рода, так как развивать производство по франчайзингу тяжело. Но встречаются подходящие варианты, — отметила Ольга Леонтьева.

Не только иностранные бренды приходят к нам, но и отечественные компании продвигают свое имя на внутреннем и внешнем рынках.

На родной стороне

Первую внутриреспубликанскую белорусскую франшизу — бренд «Родная Сторона» — в 2006 году зарегистрировала компания «НТС». В настоящее время сеть магазинов под этой торговой маркой насчитывает более 90 торговых объектов по всей стране, в планах — до 2016 года открыть еще дюжину.

— В 2012 году мы проверили ребрендинг, разработали новую стратегию позицио­нирования нашего торгового знака, изменились внешне и внутренне, сделали акцент на свежесть и качество, перешли к системе самообслуживания, поставляем продукты, пристальное внимание уделяем автоматизации торговых операций и обучению персонала, — рассказывает заместитель генерального директора по внутреннему контролю и управлению капиталами компании «НТС» Елена Щавлинская. — В 2014 году хотим создать «идеальный магазин» — центр наставничества, где будут проходить подготовку работники торговых объектов нашего бренда.

Под знаком Венеры

Также активно развивает по системе франчайзинга свою сеть, но за рубежом ЗАО «Милавица». В настоящее время это 610 магазинов в 23 странах.

— Ежегодно сеть увеличивается на 20 процентов. В сфере фешн ритейла наши магазины доминируют в России, Украине и Беларуси. Основной конкурент на этих рынках отстает от нас примерно на 100 объектов, — рассказал руководитель отдела франчайзинга ЗАО «Милавица» Денис Докучиц.

 

  • Родоначальником франчайзинга считается американский производитель швейных машин «Зингер». Массовое производство позволило этой компании торговать своей продукцией по самым конкурентным ценам. Однако организовать обслуживание машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Поэтому была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории.

 

По его словам, на предприятии недавно завершили проект рестайлинга магазинов «Милавица». И в скором времени мы увидим их новое «лицо». Реновации подверглись интерьер, а также фасадная группа магазина, что делает его более современным и привлекательным. Разработка рестайлинга была доверена британскому SCG London — одному из ведущих европейских агентств на рынке стратегического дизайна брендов со специализацией на розничных проектах.

 

  • Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания PepsiCo. Напиток «Пепси-кола» производился на нескольких предприятиях, а реализовывался в основном через сеть фирменных киосков.

 

Ожидается, что два варианта оформления магазинов будут существовать параллельно в течение нескольких лет и за это время старый дизайн постепенно эволюционирует в новый.

— Что предлагает «Милавица» своим франчайзинговым партнерам?

— По сути, магазин «под ключ». Мало кто из системных игроков на рынке фешн ритейла может похвастаться соизмеримым уровнем инвестиций. Минимум 50 тысяч евро на разработку проекта магазина и первоначальную загрузку его товаром. Роялти и паушальный взнос отсутствуют, мы ничего не просим за нашу франшизу на старте. Обучаем персонал не только перед открытием, но и в дальнейшем. Наши партнеры могут обратиться за консультацией в один из центров в Минске, Москве и Киеве, все остальные рынки управляются из белорусской столицы.

Также мы анализируем текущую операционную деятельность, цент­рализованно поставляем рекламную продукцию и материалы для оформления витрин, проводим акции.

 

  •  Франчайзинг — форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки, бренды франчайзера. Владелец франшизы получает роялти — процент от продаж с нового бизнеса.

 

— Что более эффективно — создавать торговую сеть своими силами или привлекая партнеров?

— Рынок Беларуси для нас родной. Он третий по значимости, но в целом небольшой. Здесь мы не работаем по франчайзингу. Всеми магазинами управляет наша торговая компания. Что касается внешних рынков, то на них работать через партнеров удобнее и лучше для бизнеса с точки зрения операционных управленческих решений. Одно из преимуществ работы по франчайзингу — существенное сокращение издержек по развитию.

— Есть ли примеры неудачного сотрудничества?

— Бизнеса без этого не бывает. Для нас неудача, когда магазин закрывается, и это не связано с ремонтом или тем, что он переезжает на новое место. Такие случаи мы расцениваем как уроки на будущее.

— Сталкивались ли вы с подделкой бренда на других территориях? Как реагируете?

— С подделками сталкиваемся регулярно. Боремся с этим всеми доступными юридическими способами, и успешно. Мы работаем на рынках, где хорошо развито законодательство в сфере интеллектуальной собственности, защиты брендов и торговых знаков.

 

  • В Национальном центре интеллектуальной собственности зарегистрировано 130 франчайзинговых договоров.