Человек и его дело

Зубр бизнеса

15,01,01О том, что нужно для успеха в бизнесе, как создать бренд, о личном отношении к деньгам наш корреспондент поговорила с известным белорусским бизнесменом Олегом Хусаеновым

 

  • Олег Хусаенов — генеральный директор фонда прямых инвестиций «Зубр Капитал», председатель Совета директоров холдинга «Атлант-М». Один из крупнейших бизнесменов в Беларуси. В 1991 году основал компанию «Атлант-М». В 2011 году создал компанию «Зубр Капитал». Под ее управлением сегодня находятся три портфельные компании: «Атлант Консалт», «МТБанк» и «Атлант-Телеком».

 

 

15,01,01— На ваш взгляд, популярно ли предпринимательство в нашей стране?

— Не популярно и не популяризируемо, к сожалению. Но в этом есть некоторые плюсы. Для нынешних предпринимателей, к примеру, это хорошее время, которое можно использовать, пока конкуренты еще дремлют, чтобы создать свой бизнес. Сейчас вы занимаетесь немодным делом, а потом, когда на него появится спрос, у вас уже все есть.

— Что помимо команды и капитала необходимо начинающему бизнесмену?

— У него должна была четкая стратегия, этакий формализованный документ, в котором прописано, куда будет двигаться фирма в ближайшие 5 лет, или хотя бы ее видение. Мой опыт показывает, что отсутствие таких планов приводит к большим потерям.

Когда-то мне казалось, что на смену «Жигулям», «Москвичам» и «Волгам» придут недорогие китайские автомобили. Мы начали заниматься их поставками. Потратили уйму денег, чтобы создать дистрибьюторские компании в России, Беларуси и Украине. Когда поняли, что такой бизнес с китайцами невозможен, вынуждены были закрыть это направление,  наши убытки составили 8 миллио­нов долларов. Одна консалтинговая фирма, работавшая с «Атлант-М» над стратегией, доказала, что китайские автомобили в принципе не могли завоевать более 5 процентов рынка. Если бы мне это сказали раньше, я бы прилично сэкономил.

Приведу еще пример, связанный с «Атлант-Телеком», когда стратегия заранее помогла избежать ошибок. Четыре года назад всем казалось, что самая перспективная технология предоставления доступа в Интернет — ADSL. Оказалось, что для нас это проигрышный вариант. Мы начали строить оптоволоконные линии. Сейчас «Атлант-Телеком» — провайдер № 1 по Ethernet-технологии, предоставляя доступ в Интернет на скорости 100 Мегабит в секунду.

 

  • В состав Международного автомобильного холдинга «Атлант-М» входят 24 автоцентра в Беларуси, России и Украине. Компания торгует 15 автомобильными марками и в прошлом году продала 29.449 машин. Совокупный оборот холдинга в 2012 году составил более 930 миллионов долларов.

 

 

— С какого момента компания должна начинать создавать свой бренд?

— Лично я делаю это с самого начала. Мое глубочайшее убеждение, что за одну минуту бренда не создать. Это построение по кирпичику. Чем раньше начнешь их складывать, тем лучше.

— Что заставляло вас делать очередной шаг в бизнесе? Какая у вас следующая большая цель?

— Обыкновенное человеческое честолюбие. Это сейчас, спустя 23 года, я обладаю знаниями в области бизнеса, а когда начинал, ничего не знал. Моя внутренняя уверенность, убеждение — то, к чему стремлюсь, не брошу и доведу до конца, — привели к результату. Кроме того, постоянно учусь, никогда не останавливаюсь и не говорю, что все уже познал. Жизнь предпринимателя — как на эскалаторе. Только остановишься — он тебя обязательно свезет вниз.

Что касается моих следующих целей — хочу, чтобы портфель компании «Зубр капитал» составлял 1 миллиард долларов. Не выручка, а капитал.

— Вы охотно рассказываете о том, как построили свой бизнес. Не боитесь делиться секретами?

— Нет. По одной простой причине. Только 5 процентов попробуют повторить и только у одного процента что-то получится. К тому же мы всегда развиваемся, и пока кто-то пройдет наш путь, мы уже уйдем вперед. Догонять всегда сложнее. Я и других призываю делиться опытом. К тому же это хороший вариант продвижения своего бренда.

— Труднее заработать первый миллион или второй?

— Не помню, когда заработал свой первый миллион, второй и даже десятый. Когда начинал бизнес, не ставил себе цели обогатиться. И сейчас не считаю, сколько заработал. Мне интересно само дело. И уверен, что деньги не­избежно вслед за этим придут.

— Разделяете ли вы деньги на личные и деловые?

— Обязательно. Здесь спасибо моим партнерам, с которыми начинал. Мы очень быстро установили большую границу между личными деньгами и средствами для бизнеса. Источники моего личного благосостояния — зарплата и дивиденды.

— На что вам жалко потратить большую сумму денег, а на что — нет?

— Мне не жаль тратить на обучение своих детей. Жалко — на тряпки. Но жена напоминает, что я должен одеваться соответственно статусу. На дорогую машину — жалко. 20 лет продавал автомобили и утилитарно к ним отношусь. Как только машина выехала за ворота автоцентра, она сразу упала в цене на 30 процентов. Мне жалко терять эти 30 процентов. Моему Volkswagen Phaeton скоро 12 лет. Словом, на инвестиции потратиться не жаль, а на остальное…

— То есть на бизнесе вы не экономите?

— Когда надо резать «косты» (расходы), мы начинаем экономить. Когда ухудшилось в 2008 году экономическое положение в Украине, мы там настолько сократили издержки, что даже в тех условиях все равно остались прибыльными.

— Часто ли вам приходится обуздывать эмоции в бизнесе, чтобы не выйти из себя в какой-то ситуации?

— Это моя слабая сторона. Не всегда могу сдержаться. Все в коман­де это знают. Но перед началом эмоциональных высказываний и после них извиняюсь. С возрастом становлюсь более вежливым. Понимаю, что терпение моих партнеров не безгранично.

— Приходилось ли вам в бизнесе пользоваться женским советом?

— Да, конечно. Я считаю, что в команде обязательно должны быть женщины — три. Одна — плохо: все внимание ей; две — тоже: они между собой будут конкурировать. Вот в «Зубр Капитал» у меня три сотрудницы — Антонина, Татьяна и Ольга.

— Работа для вас увлечение или повседневная рутина?

— Работа для меня смысл жизни. Она мне нужна как воздух.

— Вы достаточно много времени уделяете работе, а хватает ли его на отдых?

— Для этого использую простой инструмент — ежедневник. Если правильно распределить свое время, его будет хватать на семью, друзей, спорт и работу. У нас в компании по положению определено 28 дней отпуска. Я их сразу все не беру, разбиваю на четыре части, добавляю субботы и воскресенья, получается полноценных 10-11 дней четыре раза в год. Отдыхать надо уметь. Мой тренер по гребле меня учил: чтобы выиграть большую гонку, надо расслабляться на выдохе.

В отпуске отправляюсь с друзьями на рыбалку, живем в палатках, готовим на костре. С детьми катаемся на горных лыжах, ездим на море.

— А в семье у вас кто главный? Вы или жена?

— В семье генеральный директор — супруга. Это у нее оплачиваемая должность. Мы договорились, сколько идет на бюджет семьи, на ее личные расходы, которые никак не контролирую. И, на мой взгляд, она уже 12 лет с этой функцией великолепно справляется, полностью полагаюсь на нее. Я акционер и инвестор семьи.

 

  • По версии журнала Forbes, холдинг «Атлант-М» в 2012 году занял 65-ю позицию в рейтинге «200 крупнейших непубличных компаний России». Также «Атлант-М» входит в «ТОП-500 крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы».