Фотоальбом Евгения Коктыша

Ансамбль «Чараўнiцы»: эстрадные Золушки

23,01,01Историю первого белорусского профессионального женского вокально-инструментального ансамбля впору записать в раздел сказок. Чуть ли не на одном из первых конкурсов самодеятельности, в котором участвовал недавно созданный ВИА «Чараўнiцы», артисткам не только присудили звание лауреатов, но и пригласили на профессиональную сцену

23,01,01Первый белорусский женский ВИА в начале 1970-х задумал создать… мужчина. Геннадий Летынский, который на протяжении многих лет будет музыкальным руководителем «Чараўнiц», собрал в гродненском Дворце культуры текстильщиков девушек с музыкальным образованием (в основном все они окончили Гродненское музыкальное училище) и желанием выступать на сцене, для начала — в самодеятельности.  В планах Летынского было создание уникального ансамбля, каждая из участниц которого играла бы как минимум на одном инструменте. Помимо обязательного набора — клавиш, ритм- и бас-гитар, ударных — в «Чараўнiцах» предусматривалось появление традиционно мужской духовой группы инструментов: трубы, тромбона, саксофона. Это должно было отличать новоиспеченный ВИА от остальных женских коллективов.

Каждой участнице Летынский лично помогал найти «ее» инструмент. Получалось не сразу. Например, Людмиле Наумович до того, как освоить свой основной впоследствии инструмент — тромбон, пришлось научиться играть на ритм-гитаре и флейте. Музыкальный руководитель считал, что овладение игрой на нескольких инструментах делает ансамбль в целом более мобильным, участницы смогут заменять друг друга при необходимости, ведь женский коллектив — структура непредсказуемая: артистки выходят замуж, рожают детей. Как показало время, такой подход Летынского к делу оказался более чем здравым. Абсолютно все участницы ансамбля устроили свое женское счастье без особого ущерба для ВИА.

Довольно скоро группа из разряда самодеятельных перешла в профи. А было это так…

— С песней «Ах ты сердце, серд­це девичье» «Чараўніцы» получили звание лауреатов республиканского конкурса самодеятельных коллективов «Влюбленные в песню», — рассказывает участница и неформальный лидер коллектива Людмила Пасмурцева. — Один из членов жюри — Анатолий Иосифович Колонденок, в то время начальник управления по делам искусства Министерства культуры, — убедил Минкульт, что такой коллектив имеет право быть на профессиональной сцене. Это и произошло в 1974 году — группа переехала в Минск, нас зачислили в штат Белгосфилармонии. Так началась профессиональная деятельность «Чараўніц». Не было в стране уголка, где бы мы не выступали. Очень быстро география поездок расширилась: коллектив побывал в
Польше, Болгарии, Германии, Венгрии, Афганистане, на африканском континенте. А еще были Олимпиада-1980 в Москве и Байконур, XIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Пхеньяне.

Читайте также:  Наш Машеров

Свой профессионализм «Чараўніцам» приходилось подтверждать часто. Иногда даже там, где не ожидали. Например, в 1979 году в Ленинграде на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады во время выступ­ления одновременно выключились обе гитарные колонки — пришлось девушкам заканчивать песню под аккомпанемент клавиш и ударных.

— Кстати, все это время мы еще умудрялись и танцевать, — вспоминают «чараўніцы».

Жюри под председательством Аркадия Райкина аплодировало стоя. Первый белорусский женский вокально-инструментальный ансамбль стал тогда лауреатом конкурса.

К переломным 1990-м годам в коллективе назрел творческий кризис, который совпал с развалом
СССР, и, как и многим популярным в советские годы коллективам, «Чараўніцам» не удалось вписаться в рыночные реалии. Ансамбль распался.

— Пришедшая молодежь хотела перемен и в музыке, и в составе. Коллектив застоялся, — объясняет причину Людмила Пасмурцева. — Еще был конфликт с музыкальным руководителем. Вот такой клубок!

— Мы относительно безболезненно расстались со сценой, потому что ушли не в пустоту, — говорит Людмила Пасмурцева. — Почему я говорю «относительно»? «Чараўніцы» — большая и, может, лучшая часть нашей жизни, и поэтому, конечно, не обошлось без переживаний, сожалений. Мы общались, не раз возникали разговоры: а не попробовать ли вернуться? Но все как-то не складывалось. В 2010 году не стало Геннадия Летынского… А в 2011-м Надежда Микулич готовила сольный концерт и просто поставила нас перед фактом: «Вы будете исполнять «Зачараваную». И мы начали репетировать. Тут как-то сложился и состав: три вокалистки и две духовые, то есть основные «фишки» старого коллектива — многоголосье и живые инструменты — мы сохранили. Выступили, опять подышали сценой… И всё! Про сцену ведь не зря говорят, что это наркотик в хорошем смысле. Поначалу возвращаться после 20-летнего перерыва было очень страшно — дрожали коленки, подкашивались ноги, тряс­ло так, что микрофон приходилось держать двумя руками. Но, участвуя в фестивалях «Золотой шлягер» и «Славянский базар», в телевизионном проекте «Золотая коллекция белорусской песни», почувствовали свою востребованность. Мы счастливы, что публика нас помнит, подпевает хиты.

 

  • В репертуаре ВИА «Чараўніцы» — песни Юрия Семеняко, Евгения Глебова, Владимира Будника, Игоря Лученка и Эдуарда Ханка — «Пах чабаровы», «Не за вочы чорныя», «Зачараваная», «Ручаёчак-ручаёк», «Жду тебя», «Ты ўспомні ўсё». Сейчас эти песни звучат по-новому и современно благодаря талантливому аранжировщику Дмитрию Парфенову.